Научная статья
УДК 338.28
doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.014
Дмитрий Леонидович Кондратович
Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, ORCID 0000-0002-4433-8383
Аннотация. Рассматривается ряд аспектов реализации приоритетных национальных проектов в контексте их влияния на саморазвитие территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики как важнейшего элемента системного пространственного регионального развития. Региональные и муниципальные аспекты саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики во многом сопряжены с экономическими, социальными, образовательными, правовыми, культурными и другими особенностями взаимодействия общественности, органов государственной власти всех уровней, в том числе через реализацию государственных программ развития регионов. Проанализированы особенности национальных проектов, реализуемых в Российской Федерации на уровне ряда муниципальных образований, относящихся к регионам Севера и Арктики, в том числе: перечень национальных проектов, в которых принимает участие муниципальное образование; основные проблемы, препятствующие реализации национальных проектов; вопросы, требующие приоритетного внимания со стороны муниципальных органов власти; произведена оценка хода реализации каждого национального проекта. Анализ позволил определить предпосылки для создания эффективных механизмов и инструментов взаимодействия власти и общества в целом, в основе которых находятся государственные приоритеты, связанные с осуществлением социально ориентированного развития территорий Крайнего Севера и Арктики, с достижением национальных интересов. Установлено, государство имеет высокую заинтересованность в саморазвитии территориальных сообществ, что, в частности, реализуется через комплекс национальных проектов, целью которых являются обеспечение условий для научно-технического и социально-экономического территориального развития, а также возможность самореализации каждого человека на местах и повышение качества жизни населения. В заключении сделан вывод о том, что, несмотря на очевидные успехи в сфере реализации приоритетных национальных проектов, существуют ограничения, связанные как с объективными, так и субъективными причинами: недостаточное финансирование, слабая информационная поддержка, организация управления как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях.
Ключевые слова: приоритетные национальные проекты, саморазвитие территориальных сообществ, организация управления, государственная политика, муниципальные образования, Крайний Север и Арктика
Благодарности: статья подготовлена в рамках государственного задания Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» в части проведения научно-исследовательской работы Института экономических проблем имени Г. П. Лузина по теме «Социальные аспекты управления саморазвитием регионов и местных сообществ в российской Арктике» (номер государственной регистрации АААА-А18-118051590115-9).
Для цитирования: Кондратович Д. Л. Реализация национальных проектов как фактор обеспечения благоприятных условий для саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 188–197 doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.014