АРКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ РОССИИ 2014 И 2021: ВОЗМОЖНА ЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ СМЕЩЕНИИ ПРИОРИТЕТОВ? ЧАСТЬ 2

Научная статья

УДК 332.12

doi:10.37614/2220-802X.2.2025.88.001

Скачать статью

Наталья Андреевна Рослякова1, Александр Дмитриевич Волков2, Евгений Александрович Каневский3, Кирилл Кириллович Боярский4, Анастасия Дмитриевна Козлова5

1, 2, 5Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова Российской академии наук, Москва, Россия

3, 4Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия

1na@roslyakova24.ru, ORCID 0000-0002-7511-2141

2kov8vol@gmail.com, ORCID 0000-0003-0451-8483

3eak300@mail.ru, ORCID 0000-0002-1498-4632

4boyarin9@yandex.ru, ORCID 0000-0002-0306-8276

5stasia.kozlova@gmail.com, ORCID 0009-0002-1770-4787

Аннотация. Статья посвящена изучению трансформаций стратегических документов развития российской Арктики  в аспекте ожидаемых эффектов проводимой политики, а также согласованности между ценностями, планируемыми мероприятиями и эффектами. Актуальность работы определяется необходимостью обеспечения сбалансированности, преемственности и завершенности регулятивных воздействий в рамках стратегического управления развитием указанного макрорегиона. Цель работы — выявление меры согласованности ценностей, стратегических мероприятий и планируемых социально-экономических эффектов в документах стратегического планирования развития российской Арктики двух периодов принятия, оценка ее динамики. Информационную основу составляют  документы, принятые в 2008–2014 гг. (первая волна) и 2020–2021 гг. (вторая волна). Использованы методики семантического и контент-анализа с применением системы «ДИСКАНТ (ВЕГА)», парсера SemSin и утилиты Stalker, среды Python. В рамках анализа степени расхождения семантического содержания применен коэффициент  Брея — Кёртиса и мера косинусного сходства. Осуществлено структурирование текстов; выявлена динамика изменения смыслового наполнения в рамках ожидаемых эффектов реализации государственной политики; измерена степень внутренней согласованности стратегических документов в рамках двух хронологических периодов с позиции соорганизованности «ценностей», «мероприятий» и «эффектов». Выявлено, что основные трансформации  в документах связаны с ростом значимости общих организационных эффектов, смещением акцентов в экономической сфере в сторону проектного управления и привлечения инвестиций, возрастанием значимости эффектов в рамках социальной сферы и рынка труда, обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Установлено, что ценности  и ожидаемые эффекты, а также ценности и планируемые мероприятия имеют крайне низкую согласованность. Наибольшей согласованностью отличается пара «мероприятия — эффекты». Результаты анализа показывают,  что ценности, как одна из системообразующих категорий стратегических документов, «выпадают» из системы формируемых смыслов. Новизна исследования заключается в актуализации научных знаний об аспектах стратегического целеполагания в управлении развитием российской Арктики на основе применения усовершенствованных методик контент-анализа в изучении текстов программных документов. Практическое значение исследования заключается в дополнении аналитических основ совершенствования подходов к разработке документов стратегического планирования, что может способствовать повышению согласованности государственной политики в российской Арктике.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, стратегическое планирование, программные документы, стратегические цели, контент-анализ, семантика, согласованность, косинусное сходство

Благодарности: статья подготовлена в рамках проекта Российского научного фонда № 24-78-10166 «Моделирование цифровой трансформации управления пространственным развитием Российской Арктики в условиях неравновесной динамики регионов» (https://rscf.ru/project/24-78-10166/).

Для цитирования: Арктические стратегии России 2014 и 2021: возможна ли преемственность при смещении приоритетов? Часть 2 / Н. А. Рослякова [и др.] // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2025. № 2. С. 7–21. doi:10.37614/2220-802X.2.2025.88.001.

Список источников

  1. Ленчук Е. Б., Филатов В. И. Совершенствование методологических подходов к формированию системы стратегического планирования в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. C. 9– https://doi:10.24411/2073-6487-2020-10039.
  2. Ленчук Е. Б. Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения // Инновации. 2020. № 2. С. 24– https://doi:10.26310/2071-3010.2020.256.2.003.
  3. Беляевская-Плотник Л. А., Сорокина Н. Ю. Синхронизация приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и регионов в документах стратегического планирования // Региональная экономика. Юг России. 2022. Т. 10, № 1. С. 16– https://doi.org/10.15688/re.volsu.2022.1.2.
  4. Минакир П. А. Российское экономическое пространство. Стратегические тупики // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 4. С. 967– https://doi.org/10.17059/2019-4-1.
  5. Кузнецова О. В. Стратегия пространственного развития Российской Федерации: иллюзия решений и реальность проблем // Пространственная экономика. Т. 15, № 4. С. 107–125. https://dx.doi.org/10.14530/se.2019.4.107-125.
  6. Братченко С. А. Несогласованность целей в государственном управлении // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 6. C. 78– https://doi:10.52180/2073-6487_2023_6_78_108.
  7. Климанов В. В., Будаева К. В., Чернышова Н. А. Промежуточные итоги стратегического планирования в регионах России // Экономическая политика. Т. 12, № 5. С. 104–127. https://doi:10.18288/1994-5124-2017-5-06.
  8. Блануца В. И. Пространственное развитие Арктической зоны России: анализ двух стратегий // Арктика: экология и экономика. 2021. Т. 11, № 1. С. 111–https://doi:10.25283/2223-4594-1-111-121.
  9. Волков А. Д., Рослякова Н. А., Каневский Е. А., Боярский К. К. Арктические стратегии России 2014 и 2021: возможна ли преемственность при смещении приоритетов? Часть 1 // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 7–25. https://doi:37614/2220-802X.1.2025.87.001.
  10. Howlett M., Rayner J. Design principles for policy mixes: Cohesion and coherence in ‘New Governance Arrangements’ // Policy and Society. 2007. No. 26. P. 1– https://doi: 10.1016/S1449-4035(07) 70118-2.
  11. Lenschow A., Bocquillom P., Carafa L. Understanding coherence between policy spheres // Environmental Policy and Governance. 20 No. 28. P. 323–328. https://doi:10.1002/eet.1818.
  12. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1, кн. 1. Процесс производства капитала. Ленинград: Госполитиздат, 1952. 794 с.
  13. Dewi D., Aytekin D., Schneider K. R., Covic N., Fanzo J., Nordhagen S., Resnick D. Defining and measuring policy coherence for food system transformation: A scoping review // Global Food Security. 2024. Vol. 43. 100803. https://doi.org/10.1016/j.gfs.2024.100803.
  14. Debbage N., Atasoy M., Mitra C., Byahut S. Urban Climate Action Plans in the United States: A Textual Content Analysis and Evaluation // Sustainable Cities and Society. 2024. 106095. https://doi.org/10.1016/j.scs.2024.106095.
  15. Kruskal W. H., Wallis W. A. Use of Ranks in One-Criterion Variance Analysis // Journal of the American Statistical Association. 1952. Vol. 47, Issue 260. P. 583–
  16. Wilcoxon F. Individual Comparisons by Ranking Methods // Biometrics Bulletin. 1945. Vol. 1, No. 6. P. 80– https://doi.org/10.2307/3001968.
  17. Esmonde K., Jones J., Johns M., Hutler B., Faden R., Barnhill A. “Lives versus livelihoods”: Conflict and coherence between policy objectives in the COVID-19 pandemic // Social Science & Medicine. 2024. Vol. 357. 117188. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2024.117188.
  18. Kidd R., Reynolds C. Food policy coherence in local government: Who does what and why? // Food Policy. 2024. 129. 102740. https://doi.org/10.1016/j.foodpol.2024.102740.
  19. Vidal-Hernández L., Cuevas-Jiménez A., De Yta-Castillo D., Ávila-Foucat V. S., Espejel I. Public policy instruments coherence analysis to address coastal risk in Yucatan, Mexico // Marine Policy. 2024. Vol. 167. 106280. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2024.106280.
  20. Albrecht E., Belinskij A., Heikkilä E. Policy coherence for ecosystem-based management: Implementing EU water and marine policies in the Archipelago Sea // Marine Policy. 2025. Vol. 171. 106427. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2024.106427.
  21. Ancapi F. B., Van den Berghe K., Van Bueren E. Circular city policy coherence in Greater London // Cities. 2024. 155. 105423. https://doi.org/10.1016/j.cities.2024.105423.
  22. Блануца В. И. Географическая экспертиза стратегий регионального цифрового развития: контуры формирующихся подходов // География и природные ресурсы. 2022. Т. 43, № 4. С. 5– https://doi:10.15372/GIPR20220401.
  23. Сургуладзе В. Ш. Идеологическое измерение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: сравнительный анализ документов 2015 и 2021 годов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12, № 1. С. 60– https://doi:10.26794/2226-7867-2022-12-1-60-69.
  24. Grimmer J, Stewart B. M. Text as Data: The Promise and Pitfalls of Automatic Content Analysis Methods for Political Texts // Political Analysis. 2013. No. 21(3). 267–297. https://doi.org/10.1093/pan/mps028.
  25. Baden C., Pipal C., Schoonvelde M., Van der Velden M. A. C. G. Three Gaps in Computational Text Analysis Methods for Social Sciences: A Research Agenda // Communication Methods and Measures. 2021. No. 16 (1), 1–18. https://doi.org/10.1080/19312458.2021.2015574.
  26. Mayring P. Qualitative content analysis: Theoretical foundation, basic procedures and software solution. Klagenfurt, 2014. 143 p. URL: http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:0168-ssoar-395173.
  27. Боярский К. К., Каневский Е. А. Нелокальные семантические связи в русскоязычных текстах // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. Т. 18, № 5. С. 863–869. https://doi:10.17586/2226-1494-2018-18-5-863-869.
  28. Боярский К. К., Каневский Е. А. Семантико-синтаксический парсер SEMSIN // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. Т. 15, № 5. С. 869–876. https://doi:10.17586/2226-1494-2015-15-5-869-876.