Имидж арктической территории в представлениях, мнениях и оценках туристов  (на примере Мурманской области)

Научная статья

УДК 338.482:316

doi:10.37614/2220-802X.2.2025.88.011

Скачать статью

Алёна Сергеевна Давыдова

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр  Российской академии наук», Апатиты, Россия, a.davidova@ksc.ru, ORCID 0000-0002-7967-5953

Аннотация. Мурманская область, расположенная на Кольском полуострове в Арктике, активно развивается как туристическое направление. Многие аспекты, связанные с маркетингом и презентацией культурного и природного наследия Кольского края, остаются малоизученными. Цель данной статьи — исследование имиджа Мурманской области в контексте представлений, мнений и оценок туристов относительно атрибутов Арктики. Последние могут играть определяющую роль при выборе направления для путешествий. Статья основана на материалах социологического анкетного опроса, проведенного в городе Кировске, одном из туристических центров области. Результаты опроса показали, что главный маркер Арктики, по представлениям туристов, — природные ресурсы  и всё, что с ними связано. Арктика представляется туристами как место, где предстоит попасть в суровые климатические условия, испытать силу духа. Новый опыт, который хотят получить путешественники, связывается  ими с приобретенными ранее знаниями об Арктике, с представлениями о противостоянии человека и природы,  о покорении человеком Севера. Погружение в природный ландшафт, связанный с историко-культурным, отражающим традиции местного сообщества и аборигенного населения, создает опыт, способствующий формированию исключительного образа Мурманской области как части Арктики. Теоретическая значимость исследования заключается в получении данных, позволяющих расширить классификации видов туризма в Арктике в части включения таких его типов, как аборигенный экологический туризм (участие коренного населения в экотуристической деятельности) и туризм темного неба (путешествия в районы с низким уровнем светового загрязнения для наблюдения за небесными объектами и явлениями). Материалы статьи представляют интерес для органов власти при формировании и реализации политики по развитию туристической отрасли в Арктике, для представителей туриндустрии. В перспективе необходимо провести исследования, посвященные анализу туристического опыта  в разных частях Мурманской области, изучить риски, связанные с ростом туристического потока в регион.

Ключевые слова: имидж дестинации, Мурманская область, Арктика, туристический опыт, представления туристов

Благодарности: статья подготовлена в рамках государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2024-0002.

Автор сердечно благодарит Комитет по туризму Мурманской области и лично заместителя председателя Комитета Булыгину Ирину Ивановну за помощь и неравнодушное отношение к научным исследованиям.

Для цитирования: Давыдова А. С. Имидж арктической территории в представлениях, мнениях и оценках туристов  (на примере Мурманской области) // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2025. № 2. С. 164–183. doi:10.37614/2220-802X.2.2025.88.011.

Список источников

  1. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202010260033?index=36.
  2. Желнина З. Ю. Арктический туризм: учебное пособие. СПб.: Скифия-принт, 2022. 316 с.
  3. Желнина З. Ю., Сизова И. А., Хорева Л. В. Взаимодействие туризма и креативных индустрий на арктических территориях: сферы пересечения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2023. Т. 17, № 2. С. 7–20. https://doi.org/10.5281/zenodo.7997710.
  4. Жигунов А. Ю. Медиаконцепт «Арктика»: методологические подходы к исследованию // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 64–70.
  5. Голубчиков Ю. Н., Кружалин В. И. Арктический туризм // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2017. № 3. С. 96–98.
  6. Жагина С. Н., Евсеев А. В., Пахомова О. М. Перспективы развития туризма в Архангельской области // Проблемы региональной экологии. 2019. № 6. С. 109–111.
  7. Белевских Т. В., Иванова М. В. Креативная экономика арктических территорий: испытание холодом // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 1. C. 140–150. https://doi.org/10.25702/KSC.2220-802X-1-2018-57-140-150.
  8. Грушенко Э. Б., Лисунова Е. А. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики. Апатиты: Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2021. 110 с.
  9. Куклина Е. А. К вопросу развития туристической̆ отрасли посредством реализации социально-экономического потенциала регионов России (на примере регионов зоны Арктики) // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 32–41. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-2-32-41.
  10. Карманова А. Е., Курочкина А. А. Туристско-рекреационный потенциал Арктической зоны: проблемы, перспективы, пути роста. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. 309 с.
  11. Wu H.-C., Chang Y.-Y. Arctic attachment and experiential relationship marketing in Arctic tourism // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2020. Vol. 20, No 2. P. 178–203. https://doi.org/10.1080/10941665.2015.1068192.
  12. Zhang J. The effects of tourism on economic growth targets achievement // Current Issues in Tourism. P. 1–19. https://doi.org/10.1080/13683500.2024.2345820.
  13. Lundén A., Varnajot A., Kulusjärvi O., Partanen M. Globalised imaginaries, Arctification and resistance in Arctic tourism — an Arctification perspective on tourism actors’ views on seasonality and growth in Ylläs tourism destination // The Polar Journal. 2023. Vol. 13, No 2. P. 312–335. https://doi.org/10.1080/2154896X.2023.2241248.
  14. Кирьянова Л. Г. Модель имиджа туристкой дестинации в рамках маркетингового подхода к управлению туристскими регионами // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 7, № 2 (62). С. 191–195.
  15. Tasci A. D. A. A Semantic Analysis of Destination Image Terminology // Tourism Review International. 2009. Vol. 13, No 1. P. 65–78. https://doi.org/10.3727/154427209789130648.
  16. Pechlaner H., Herntrei M., Kofink L. Growth strategies in mature destinations: Linking spatial planning with product development // Tourism. Vol. 57, No 3. P. 285–307.
  17. Mei X. Y. Boring and expensive: The challenge of developing experience-based tourism in the Inland region, Norway // Tourism Management Perspectives. 2014. Vol. 12. P. 71–80. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2014.09.003.
  18. Lew A. A. A framework of tourist attraction research // Annals of Tourism Research. 1987. Vol. 14, No 4. P. 553–575. https://doi.org/10.1016/0160-7383(87)90071-5.
  19. Crompton J. L. An assessment of the image of Mexico as a vacation destination and the influence of geographical location upon the image // Journal of Travel Research. Vol. 18, No 4. P. 18–23.
  20. Turner L., Reisinger Y. Importance and expectations of destination attributes for Japanese tourists to Hawaii and the gold coast compared // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 1999. Vol. 4, No 2. P. 1–18. https://doi.org/10.1080/10941669908722039.
  21. Lee Y. H., Ang K. S. Brand name suggestiveness: a Chinese language perspective // International Journal of Research in Marketing. Vol. 20, No 4. P. 323–335. https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2003.03.002.
  22. Бертош А. А. Арктический туризм: концептуальные черты и особенности // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10, № 7–17. С. 169–180.
  23. MacCannell D. The A New Theory of Leisure Class. Berkley, Los Angeles: University of California Press, 1999. 231 p.
  24. McCabe S. The tourist experience and everyday life. In: Dann, G. M. S. (ed.) The Tourist as a Metaphor of the Social World. UK: CAB International, Wallingford. 2002. 61–75.
  25. Skinner J., Theodossopoulos D. Great expectations: Imagination and anticipation in tourism. Oxford: Berghahn, 2011. 232 p.
  26. Jensen R. The Dream Society: How the Coming Shift from Information to Imagination Will Transform Your Business. New York: McGraw-Hill, 1999. 256 p.
  27. Pine B. J., Gilmore J. H. The experience economy: past, present and future. In: Handbook on the Experience Economy. UK: Edward Elgar Publishing Limited. P. 21–44. https://doi.org/10.4337/9781781004227.00007.
  28. Hosany S., Gilbert D. Measuring Tourists’ Emotional Experiences toward Hedonic Holiday Destinations // Journal of Travel Research. 2010. Vol. 49. P. 513–526. http://dx.doi.org/10.1177/0047287509349267.
  29. Sharpley R., Jepson D. Rural tourism: a spiritual experience? // Annals of Tourism Research. Vol. 38, No 1. P. 52–71. http://dx.doi.org/10.1016/j.annals.2010.05.002
  30. Kim S. Audience involvement and film tourism experiences: emotional places, emotional experiences // Tourism Management. Vol. 33, No 2. P. 387–396. http://dx.doi.org/10.1016/j.tourman.2011.04.008.
  31. Dalonso Y. S., Lourenco J. M., Remoaldo P. C., Panosso Netto A. Tourism experience, events and public policies // Annals of Tourism Research. 2014. Vol. 46. P. 181–184. http://dx.doi.org/10.1016/j.annals.2014.03.003.
  32. Kim J.-H. The antecedents of memorable tourism experiences: The development of a scale to measure the destination attributes associated with memorable experiences // Tourism Management. Vol. 44. P. 34–45. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2014.02.007.
  33. Beerli A., Martin J. D. Factors influencing destination image // Annals of Tourism Research. Vol. 31, No 3. P. 657–681. https://doi.org/10.1016/j.annals.2004.01.010.
  34. Kim K., Hallab Z., Kim Ju. N. The Moderating Effect of Travel Experience in a Destination on the Relationship Between the Destination Image and the Intention to Revisit // Journal of Hospitality Marketing & Management. 2012. Vol. 21, No 5. P. 486–505. https://doi.org/10.1080/19368623.2012.626745
  35. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение): учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 1999. 224 с.
  36. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. 266 с.
  37. Валькова Т. М., Шабалина Н. В., Горячко М. Д. Развитие туризма в моногородах: г. Кировск // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. No 4. С. 84–95. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-4-84-95.
  38. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 656 с.
  39. Arthaud J. Derniers Nomades du Grand Nord. Paris: Arthaud, 1956. 130 p.
  40. Comaroff J. L., Comaroff J. Ethnicity, Inc. Chicago: Chicago University Press, 2009. 236 p.
  41. Моралева Н. В., Ледовских Е. Ю., Келер Т., Киричевский Д. В., Рубцова М. Ю., Чижова В. П. Аборигенный экотуризм. Методическое пособие. Серия: Библиотека коренных народов Севера, вып. № 13. М., 2008. 108 c.
  42. Zeppel H. D. Indigenous Ecotourism: Sustainable Development and Management. In book: Indigenous ecotourism: sustainable development and management. UK: CABI. 2006. 278–293. https://doi.org/10.1079/9781845931247.0000.
  43. Давыдова А. С. «Люди, занимающиеся духовным туризмом, должны путешествовать самостоятельно!»: представления гидов о туристических дестинациях Мурманской области // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 70–83. https://doi.org/10.37614/2949-1185.2022.1.1.007.
  44. Завадская А. В., Яблоков В. М. Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях Камчатского края: проблемы и перспективы. М.: КРАСАНД, 2013. 240 с.
  45. Lindberg K., Hawking D. Ecotourism: A Guide for Planners and Managers. 1. North Bennington: Ecotourism Society, 1993. 175 p.
  46. Давыдова А. С. Природный парк как часть стратегии развития устойчивого туризма в селе Териберка (Мурманская область) // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 114–127. https://doi.org/10.37614/2220-802X.4.2021.74.009.
  47. Riabova L. Sustainable development of small Arctic communities under neoliberalism through the lens of community capitals: Teriberka, Russia // Barents Studies: Peoples, Economies and Politics. Vol. 4, No 1. P. 59–84.
  48. Максименко А. Г., Камбарова Е. А. Приоритетные инструменты развития концепции экологического туризма // Успехи современного естествознания. 2021. № 4. С. 59–63. https://doi.org/10.17513/use.37608.
  49. Blundell E., Schaffer V., Moyle B. D. Dark sky tourism and the sustainability of regional tourism destinations // Tourism Recreation Research. Vol. 45. P. 549–556. https://doi.org/10.1080/02508281.2020.1782084.
  50. Нижникова А. К. Туризм темного неба как основа трансформации туристско-рекреационной сферы // Ratio et Natura. 2024. № 3 (11). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_72711639_55197427.pdf.
  51. Hull R. B. Emotion and Leisure: Causes and Consequences // Journal of Leisure Research. Vol. 22. P. 55–67.
  52. O’Dell T. Experiencescapes: blurring borders and testing connections. In: Experiencescapes: Tourism, culture, and economy. Denmark: Copenhagen Business School Press, 2005. 196 p.