Научная статья
УДК 338.482:316
doi:10.37614/2220-802X.2.2025.88.011
Алёна Сергеевна Давыдова
Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, a.davidova@ksc.ru, ORCID 0000-0002-7967-5953
Аннотация. Мурманская область, расположенная на Кольском полуострове в Арктике, активно развивается как туристическое направление. Многие аспекты, связанные с маркетингом и презентацией культурного и природного наследия Кольского края, остаются малоизученными. Цель данной статьи — исследование имиджа Мурманской области в контексте представлений, мнений и оценок туристов относительно атрибутов Арктики. Последние могут играть определяющую роль при выборе направления для путешествий. Статья основана на материалах социологического анкетного опроса, проведенного в городе Кировске, одном из туристических центров области. Результаты опроса показали, что главный маркер Арктики, по представлениям туристов, — природные ресурсы и всё, что с ними связано. Арктика представляется туристами как место, где предстоит попасть в суровые климатические условия, испытать силу духа. Новый опыт, который хотят получить путешественники, связывается ими с приобретенными ранее знаниями об Арктике, с представлениями о противостоянии человека и природы, о покорении человеком Севера. Погружение в природный ландшафт, связанный с историко-культурным, отражающим традиции местного сообщества и аборигенного населения, создает опыт, способствующий формированию исключительного образа Мурманской области как части Арктики. Теоретическая значимость исследования заключается в получении данных, позволяющих расширить классификации видов туризма в Арктике в части включения таких его типов, как аборигенный экологический туризм (участие коренного населения в экотуристической деятельности) и туризм темного неба (путешествия в районы с низким уровнем светового загрязнения для наблюдения за небесными объектами и явлениями). Материалы статьи представляют интерес для органов власти при формировании и реализации политики по развитию туристической отрасли в Арктике, для представителей туриндустрии. В перспективе необходимо провести исследования, посвященные анализу туристического опыта в разных частях Мурманской области, изучить риски, связанные с ростом туристического потока в регион.
Ключевые слова: имидж дестинации, Мурманская область, Арктика, туристический опыт, представления туристов
Благодарности: статья подготовлена в рамках государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2024-0002.
Автор сердечно благодарит Комитет по туризму Мурманской области и лично заместителя председателя Комитета Булыгину Ирину Ивановну за помощь и неравнодушное отношение к научным исследованиям.
Для цитирования: Давыдова А. С. Имидж арктической территории в представлениях, мнениях и оценках туристов (на примере Мурманской области) // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2025. № 2. С. 164–183. doi:10.37614/2220-802X.2.2025.88.011.
Список источников
- Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202010260033?index=36.
- Желнина З. Ю. Арктический туризм: учебное пособие. СПб.: Скифия-принт, 2022. 316 с.
- Желнина З. Ю., Сизова И. А., Хорева Л. В. Взаимодействие туризма и креативных индустрий на арктических территориях: сферы пересечения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2023. Т. 17, № 2. С. 7–20. https://doi.org/10.5281/zenodo.7997710.
- Жигунов А. Ю. Медиаконцепт «Арктика»: методологические подходы к исследованию // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 64–70.
- Голубчиков Ю. Н., Кружалин В. И. Арктический туризм // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2017. № 3. С. 96–98.
- Жагина С. Н., Евсеев А. В., Пахомова О. М. Перспективы развития туризма в Архангельской области // Проблемы региональной экологии. 2019. № 6. С. 109–111.
- Белевских Т. В., Иванова М. В. Креативная экономика арктических территорий: испытание холодом // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 1. C. 140–150. https://doi.org/10.25702/KSC.2220-802X-1-2018-57-140-150.
- Грушенко Э. Б., Лисунова Е. А. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики. Апатиты: Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2021. 110 с.
- Куклина Е. А. К вопросу развития туристической̆ отрасли посредством реализации социально-экономического потенциала регионов России (на примере регионов зоны Арктики) // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 32–41. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-2-32-41.
- Карманова А. Е., Курочкина А. А. Туристско-рекреационный потенциал Арктической зоны: проблемы, перспективы, пути роста. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. 309 с.
- Wu H.-C., Chang Y.-Y. Arctic attachment and experiential relationship marketing in Arctic tourism // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2020. Vol. 20, No 2. P. 178–203. https://doi.org/10.1080/10941665.2015.1068192.
- Zhang J. The effects of tourism on economic growth targets achievement // Current Issues in Tourism. P. 1–19. https://doi.org/10.1080/13683500.2024.2345820.
- Lundén A., Varnajot A., Kulusjärvi O., Partanen M. Globalised imaginaries, Arctification and resistance in Arctic tourism — an Arctification perspective on tourism actors’ views on seasonality and growth in Ylläs tourism destination // The Polar Journal. 2023. Vol. 13, No 2. P. 312–335. https://doi.org/10.1080/2154896X.2023.2241248.
- Кирьянова Л. Г. Модель имиджа туристкой дестинации в рамках маркетингового подхода к управлению туристскими регионами // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 7, № 2 (62). С. 191–195.
- Tasci A. D. A. A Semantic Analysis of Destination Image Terminology // Tourism Review International. 2009. Vol. 13, No 1. P. 65–78. https://doi.org/10.3727/154427209789130648.
- Pechlaner H., Herntrei M., Kofink L. Growth strategies in mature destinations: Linking spatial planning with product development // Tourism. Vol. 57, No 3. P. 285–307.
- Mei X. Y. Boring and expensive: The challenge of developing experience-based tourism in the Inland region, Norway // Tourism Management Perspectives. 2014. Vol. 12. P. 71–80. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2014.09.003.
- Lew A. A. A framework of tourist attraction research // Annals of Tourism Research. 1987. Vol. 14, No 4. P. 553–575. https://doi.org/10.1016/0160-7383(87)90071-5.
- Crompton J. L. An assessment of the image of Mexico as a vacation destination and the influence of geographical location upon the image // Journal of Travel Research. Vol. 18, No 4. P. 18–23.
- Turner L., Reisinger Y. Importance and expectations of destination attributes for Japanese tourists to Hawaii and the gold coast compared // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 1999. Vol. 4, No 2. P. 1–18. https://doi.org/10.1080/10941669908722039.
- Lee Y. H., Ang K. S. Brand name suggestiveness: a Chinese language perspective // International Journal of Research in Marketing. Vol. 20, No 4. P. 323–335. https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2003.03.002.
- Бертош А. А. Арктический туризм: концептуальные черты и особенности // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10, № 7–17. С. 169–180.
- MacCannell D. The A New Theory of Leisure Class. Berkley, Los Angeles: University of California Press, 1999. 231 p.
- McCabe S. The tourist experience and everyday life. In: Dann, G. M. S. (ed.) The Tourist as a Metaphor of the Social World. UK: CAB International, Wallingford. 2002. 61–75.
- Skinner J., Theodossopoulos D. Great expectations: Imagination and anticipation in tourism. Oxford: Berghahn, 2011. 232 p.
- Jensen R. The Dream Society: How the Coming Shift from Information to Imagination Will Transform Your Business. New York: McGraw-Hill, 1999. 256 p.
- Pine B. J., Gilmore J. H. The experience economy: past, present and future. In: Handbook on the Experience Economy. UK: Edward Elgar Publishing Limited. P. 21–44. https://doi.org/10.4337/9781781004227.00007.
- Hosany S., Gilbert D. Measuring Tourists’ Emotional Experiences toward Hedonic Holiday Destinations // Journal of Travel Research. 2010. Vol. 49. P. 513–526. http://dx.doi.org/10.1177/0047287509349267.
- Sharpley R., Jepson D. Rural tourism: a spiritual experience? // Annals of Tourism Research. Vol. 38, No 1. P. 52–71. http://dx.doi.org/10.1016/j.annals.2010.05.002
- Kim S. Audience involvement and film tourism experiences: emotional places, emotional experiences // Tourism Management. Vol. 33, No 2. P. 387–396. http://dx.doi.org/10.1016/j.tourman.2011.04.008.
- Dalonso Y. S., Lourenco J. M., Remoaldo P. C., Panosso Netto A. Tourism experience, events and public policies // Annals of Tourism Research. 2014. Vol. 46. P. 181–184. http://dx.doi.org/10.1016/j.annals.2014.03.003.
- Kim J.-H. The antecedents of memorable tourism experiences: The development of a scale to measure the destination attributes associated with memorable experiences // Tourism Management. Vol. 44. P. 34–45. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2014.02.007.
- Beerli A., Martin J. D. Factors influencing destination image // Annals of Tourism Research. Vol. 31, No 3. P. 657–681. https://doi.org/10.1016/j.annals.2004.01.010.
- Kim K., Hallab Z., Kim Ju. N. The Moderating Effect of Travel Experience in a Destination on the Relationship Between the Destination Image and the Intention to Revisit // Journal of Hospitality Marketing & Management. 2012. Vol. 21, No 5. P. 486–505. https://doi.org/10.1080/19368623.2012.626745
- Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение): учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 1999. 224 с.
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. 266 с.
- Валькова Т. М., Шабалина Н. В., Горячко М. Д. Развитие туризма в моногородах: г. Кировск // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. No 4. С. 84–95. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-4-84-95.
- Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 656 с.
- Arthaud J. Derniers Nomades du Grand Nord. Paris: Arthaud, 1956. 130 p.
- Comaroff J. L., Comaroff J. Ethnicity, Inc. Chicago: Chicago University Press, 2009. 236 p.
- Моралева Н. В., Ледовских Е. Ю., Келер Т., Киричевский Д. В., Рубцова М. Ю., Чижова В. П. Аборигенный экотуризм. Методическое пособие. Серия: Библиотека коренных народов Севера, вып. № 13. М., 2008. 108 c.
- Zeppel H. D. Indigenous Ecotourism: Sustainable Development and Management. In book: Indigenous ecotourism: sustainable development and management. UK: CABI. 2006. 278–293. https://doi.org/10.1079/9781845931247.0000.
- Давыдова А. С. «Люди, занимающиеся духовным туризмом, должны путешествовать самостоятельно!»: представления гидов о туристических дестинациях Мурманской области // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 70–83. https://doi.org/10.37614/2949-1185.2022.1.1.007.
- Завадская А. В., Яблоков В. М. Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях Камчатского края: проблемы и перспективы. М.: КРАСАНД, 2013. 240 с.
- Lindberg K., Hawking D. Ecotourism: A Guide for Planners and Managers. 1. North Bennington: Ecotourism Society, 1993. 175 p.
- Давыдова А. С. Природный парк как часть стратегии развития устойчивого туризма в селе Териберка (Мурманская область) // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 114–127. https://doi.org/10.37614/2220-802X.4.2021.74.009.
- Riabova L. Sustainable development of small Arctic communities under neoliberalism through the lens of community capitals: Teriberka, Russia // Barents Studies: Peoples, Economies and Politics. Vol. 4, No 1. P. 59–84.
- Максименко А. Г., Камбарова Е. А. Приоритетные инструменты развития концепции экологического туризма // Успехи современного естествознания. 2021. № 4. С. 59–63. https://doi.org/10.17513/use.37608.
- Blundell E., Schaffer V., Moyle B. D. Dark sky tourism and the sustainability of regional tourism destinations // Tourism Recreation Research. Vol. 45. P. 549–556. https://doi.org/10.1080/02508281.2020.1782084.
- Нижникова А. К. Туризм темного неба как основа трансформации туристско-рекреационной сферы // Ratio et Natura. 2024. № 3 (11). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_72711639_55197427.pdf.
- Hull R. B. Emotion and Leisure: Causes and Consequences // Journal of Leisure Research. Vol. 22. P. 55–67.
- O’Dell T. Experiencescapes: blurring borders and testing connections. In: Experiencescapes: Tourism, culture, and economy. Denmark: Copenhagen Business School Press, 2005. 196 p.