ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ: ТРЕНД НА КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ

Научная статья

УДК 332.152

doi:10.37614/2220-802X.3.2025.89.008

Скачать статью

Светлана Валерьевна Разманова1, Ольга Валентиновна Нестерова2

1Филиал ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в г. Ухта, Ухта, Россия

2Ухтинский государственный технический университет, Ухта, Россия

1s.razmanova@sng.vniigaz.gazprom.ru, ORCID 0000-0002-3865-8508

2onesterova@ugtu.net, ORCID 0000-0002-2613-4440

 

Аннотация. Освоение Арктического региона содержит огромный потенциал для развития индустриальной подсистемы страны за счёт локализации передовых технологий в ключевых направлениях промышленности. Ввод мощностей действующих и перспективных арктических проектов в немалой степени будет способствовать достижению технологического суверенитета РФ. Однако не менее важной является задача роста экономики региона, связанная с комплексным развитием инфраструктурных проектов. Целью настоящей статьи является рассмотрение существующих и перспективных инфраструктурных проектов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) с позиций их текущего статуса. Основные результаты исследования содержат анализ текущего состояния арктических инфраструктурных проектов в РФ. Научная новизна работы заключается в выявлении основных тенденций развития производственной и транспортной инфраструктуры применительно к крупным проектам Арктического региона. Проанализирована динамика грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП), подчеркнуты преимущества данного маршрута в сравнении с существующим морским транспортным коридором через Суэцкий канал. Выполнен анализ реализации основных и перспективных проектов нефтегазовых компаний в Арктическом регионе. Сделан акцент на корректировку ввода крупных инфраструктурных проектов по причине санкционных ограничений со стороны США и стран ЕС. В процессе анализа использовались общенаучные способы исследования: методы сравнения, синтеза и систематизации. Практическая значимость исследования связана с уточнением перспектив реализации инфраструктурных проектов индустриальной подсистемы страны в АЗРФ в условиях внешних воздействий. Дальнейшие исследования авторов будут сосредоточены на оценке экологических, социальных и корпоративных рисков для конкретных арктических проектов в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК).

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, рыночная и индустриальная подсистемы, программа, транспортная инфраструктура, проект

Для цитирования: Разманова С. В., Нестерова О. В. Инфраструктурные проекты в Арктической зоне РФ: тренд  на комплексное развитие // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2025. № 3. С. 121–133. doi:10.37614/2220-802X.3.2025.89.008.

Список источников

  1. Baudu H., Lasserre F. Conséquences de la guerre en Ukraine dans l’Arctique // Regards géopolitiques. Vol. 9, no. 1. P. 16–33.
  2. Environmental hazards and risk identification in the Arctic shelf development as part of China and Russia energy interests / S. Razmanova [et al.] // Energies. Vol. 16, no. 1800. doi:10.3390/en16041800.
  3. Красулина О. Ю. Экосистемный подход в Арктике: сущность и проблемы // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. 2020. № 3 (63). URL: https://eee-region.ru/article/6325/ (дата обращения: 09.09.2024).
  4. Каюков В. В., Разманова С. В., Нестерова О. В. Современные подходы к управлению развитием Арктической зоны // Вестник СПбГУ. Экономика. 2023. № 4. С. 578–598. doi:10.21638/spbu2023.406.
  5. Татаркин А. И., Литовский В. В. Россия в Арктике: стратегические приоритеты комплексного освоения и инфраструктурной политики // Вестник МГТУ. 2014. № 3 (17). С. 583–587.
  6. Каюков В. В., Лаженцев В. Н., Шихвердиев А. П. Экономическая политика и институты развития регионов. Экономика региона. 2019. № 4 (15). С. 996–1008. doi:10.17059/2019-4-3.
  7. Каюков В. В., Шихвердиев А. П., Нестерова О. В. К вопросу о системных основах промышленной политики: теоретические подходы и практический опыт // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СГУ. 2022. № 4. С. 431–437. doi:10.34130/2070-4992-2022-2-4-431.
  8. Цыганкова А. А., Романченко О. В., Шеметкова О. Л. Инфраструктура Арктической зоны РФ: состояние, экономические инструменты развития и приоритетные проекты // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. 2016. № 4 (48). URL: https://eee-region.ru/article/4816/ (дата обращения: 05.03.2025).
  9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2023. 512 c.
  10. Митрюкова К. А. Влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие регионов: практическая значимость и научные разногласия // Экономика, предпринимательство и право. Т. 13, №7. С. 2399–2412. doi:10.18334/epp.13.7.118352.
  11. Петров А. М., Петрова О. А. Арктическая зона Российской Федерации: социально-экономическое развитие и возникающие проблемы // Экономические науки. 2022. № 8 (213). С. 162–166. doi:10.14451/1.213.162.
  12. Вершинин И. С. Социально-экономические факторы развития арктических регионов // Вестник Института мировых цивилизаций. 2020. № 1 (26). С. 55–59.
  13. Наливайченко Е. В., Волков А. Д. Результативность формирования институциональной среды качества и уровня жизни в арктических регионах России // Креативная экономика. 2024. № 5 (18). С. 1031–1058. doi:10.18334/ce.18.5.120898.
  14. Aushauer D. Is Public Expenditure Productive? // J. Money, Credit and Banking. 1989. P. 23.
  15. Munnel A. How does public infrastructure affect regional economic performance? // New England Economic Review, Federal Reserve Bank of Boston. 1990. Issue Sep. P. 10–31.
  16. Banerjee A., Duflo E., Qian N. On the road: Access to transportation infrastructure and economic growth in China // J. Development Economics. 2020. No. 145. P. 1–36.
  17. Garcia-Mila T., McGuire T. J. The contribution of publicly provided inputs to state economics // Regional Science and Urban Economics. 1992. P. 22.
  18. Cantos P., Gumbau-Albert M., Maudos J. Transport infrastructures, spillover effects and regional growth: evidence of the Spanish case // Transport Reviews. Taylor & Francis Journals. 2003. Vol. 25 (1). 25–50 doi:10.1080/014416410001676852.
  19. Condeco-Melhorado A., Christidis P. Road Accessibility in Border Regions: a Joint Approach // Networks and Spatial Economics. 2 Vol. 18, Iss. 2. P. 363–383.
  20. Серова Н. А., Серова В. А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики // Арктика и Север. 2019. Т. 36. С. 42–56. doi:10.17238/issn2221-2698.2019.36.42.
  21. Серова, Н. А. Серова Н. А., Серова В. А. Основные тенденции развития транспорта в регионах российской Арктики в допандемийный период // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. Т. 27, № 3. С. 183–197. doi:10.37614/2220-802X.3.2024.85.012.
  22. Ускова Т. В. Транспортная инфраструктура как фактор развития территорий и связанности экономического пространства // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25, № 3. С. 7–22. doi:10.15838/ptd.2021.3.113.1.
  23. Бережная Л. Ю. Роль транспортной инфраструктуры в развитии приграничного региона // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021. № 4. С. 109–117. doi:10.21686/2413-2829-2021-4-109-117.
  24. Ерохин В. Л. Динамика грузоперевозок по Северному морскому пути (2013–2023 гг.) // Маркетинг и логистика. № 6 (50). С. 14–23.
  25. DeVore Ch. Reintroducing privateers would solve a costly problem: a U.S. Navy that lacks the power to meet its commitments. URL: https://thefederalist.com/2024/08/12/to-bolster-an-aging-u-s-naval-fleet-its-time-to-bring-back-privateers/ (дата обращения: 09.10.2024).
  26. Об утверждении Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2022 г. № 2115-р (ред. от 28.04.2023). URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-01082022-n-2115-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 09.10.2024).
  27. Майоров M. Арктические порты начинают новую жизнь // Портал GoArctic. 2021. 16 февраля. URL: https://goarctic.ru/work/arkticheskie-porty-nachinayut-novuyu-zhizn/ (дата обращения: 10.09.2024).
  28. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве / В. М. Грузинов [и др.] // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1 (33). С. 6–20. doi:10.25283/2223-4594-2019-1-6-20.
  29. Байдаров Д. Ю., Полосин А. В., Файков Д. Ю. Формирование новой модели отечественной экономики в контексте технологического суверенитета: принципы и механизмы // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13, № 2. С. 669–688. doi:10.18334/vinec.13.2.117949.
  30. Fourth industrial revolution: features of enterprise development management. In the collection / V. V. Biryukova [et al.] // Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. Cham, 2022. P. 825–
  31. Concept for managing constraints of an oil field development project / I. V. Burenina [et al.] // SOCAR Proceedings. 2021. 14. Р. 95–102.