Научная статья
УДК 316.444
doi:10.37614/2220-802X.1.2023.79.005
Ирина Сергеевна Степусь1, Анна Васильевна Симакова2, Валерий Алексеевич Гуртов3, Евгения Александровна Хотеева4
1, 2, 3, 4Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, Петрозаводск, Россия
1stepus@psu.karelia.ru, ORCID 0000-0001-5070-0273
2simakova@psu.karelia.ru, ORCID 0000-0002-1990-9826
3vgurt@psu.karelia.ru, ORCID 0000-0002-2442-7389
4ehoteeva@psu.karelia.ru, ORCID 0000-0003-4153-1142
Аннотация. Геополитическая значимость арктических регионов России обуславливает актуальность всестороннего изучения процессов воспроизводства социально-трудового потенциала, а именно роли и влияния образовательной миграции выпускников 11-х классов школ арктических регионов и постобразовательной миграции выпускников вузов неарктических регионов России. Научная новизна исследования определяется комплексной оценкой исходящих потоков выпускников школ арктических регионов и входящих потоков выпускников вузов неарктических регионов по единой методологии в пространстве 9 арктических регионов. С помощью методов статистического анализа, сопоставления и сравнения информации определено, что большая часть выпускников школ арктических регионов формирует образовательную траекторию за их пределами. Дополнительно эта тенденция простимулирована реструктуризацией системы высшего образования, в том числе за счет сокращения филиалов вузов в арктических регионах.
В то же время анализ постобразовательной миграции показал, что входящий миграционный поток выпускников вузов других регионов для работы в АЗРФ незначительно превышает отток выпускников арктических вузов, но данная тенденция характерна не для всех арктических регионов. Тем не менее образовательная миграция выпускников школ в количественном соотношении носит некомпенсируемый характер: отток выпускников школ 11-х классов из арктических регионов полностью не восполняется притоком молодых специалистов в арктические регионы после обучения в вузах. Некомпенсируемость образовательной миграции выпускников школ формирует объективные риски потери квалифицированных кадров, населения репродуктивных возрастов и, в конечном счете, ускорения процесса убыли населения АЗРФ.
В качестве мер по преодолению сложившегося противоречия авторами предлагается создание благоприятной среды для реализации и развития молодого поколения, а также проведение мероприятий информационного характера, способствующих формированию мотивации жить, учиться и работать в АЗРФ. Необходимым элементом в практике регулирования миграционных процессов в арктических регионах должна стать релевантная аналитическая база в области молодежных миграций.
Ключевые слова: Арктическая зона России, образовательная и постобразовательная миграция, выпускники школ и вузов
Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 22-78-10148 «Мотивационные драйверы в динамике потоков человеческих ресурсов в Российской Арктике: тенденции, вызовы, перспективы».
Для цитирования: Степусь И. С., Симакова А. В., Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Миграционные потоки выпускников школ и вузов в регионах Российской Арктики: объемы, вектора и оценка соразмерности // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 80-94. doi:10.37614/2220-802X.1.2023.79.005