ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС И РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИЗМА  ПРИГРАНИЧНОГО И СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

Научная статья

УДК 339.133, 338.48

doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.004

Скачать статью 

Татьяна Васильевна Морозова1, Раиса Васильевна Белая2, Галина Борисовна Козырева3,  Арсений Аркадьевич Морозов4

1, 2, 3, 4Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук, Петрозаводск, Россия

1morozova.ras@gmail.com, ORCID 0000-0001-6639-2519

2belaya@krc.karelia.ru, ORCID 0000-0003-4100-5038

3kozyrevakrc@gmail.com, ORCID 0000-0001-9303-0361

4morozov589@gmail.com, ORCID 0000-0003-0873-5071

Аннотация. Цель исследования — изучение спроса на рынке туризма территории анализируемой туристской дестинации, включающей приграничные северные регионы: Республику Карелия (Россия) и Северную Карелию (Финляндия). Финляндия мало отличается от Республики Карелия природными и климатическими условиями,  а коренные народы территорий принадлежат к одной группе — финно-угорской. Одним из возможных направлений социально-экономического развития Республики Карелия является сфера туризма. На повестке дня стоит задача увеличения потока туристов в Республику Карелия. Финляндия привлекает туристов, в том числе и российских, высоким уровнем предоставляемых туристских услуг, до недавнего времени она занимала одно из ведущих в мире мест  по притоку туристов. В современных условиях перераспределения туристских потоков возникает вопрос: сможет  ли Республика Карелия предложить для потенциального туриста свой турпродукт, не уступающий по качеству тому, что он получал в Финляндии? В этом отношении изучение спроса потребителей туристских услуг является чрезвычайно актуальным. Научная новизна исследования заключается в разработанном при участии авторов инструментарии  с широким спектром показателей. В качестве эмпирической базы использовались данные опроса туристов, посетивших территории исследуемой дестинации в 2019 г. Ввиду большого количества исходных параметров был применен многомерный статистический анализ (факторный и дискриминантный). Выявлена дифференциация спроса на туристские услуги, проведена его оценка, построена многомерная модель потребительского спроса. Требуются дальнейшие исследования спроса на рынке туризма с включением в инструментарий параметров, отражающих качество предоставляемых туристских услуг, а также выявление причин неудовлетворенности туристскими услугами, анализ мотивации и намерения туристов на повторное посещение территории путешествия. Актуализируется проблема создания институциональных условий, позволяющих поддерживать и развивать популярные виды туризма, что будет способствовать усилению его позиций в структуре экономики Республики Карелия.

Ключевые слова: дифференциация, рынок туристских услуг, Россия, Республика Карелия, Финляндия, уровень спроса

Благодарности: исследование выполнено в рамках государственного задания Карельского научного центра Российской академии наук «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов». Авторы статьи выражают глубокую признательность рецензенту за ценные замечания и рекомендации.

Для цитирования: Потребительский спрос и развитие рынка туризма приграничного и северного региона /  Т. В. Морозова [и др.] // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 50–66. doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.004.

Список источников

  1. Минакир П. А. Российское экономическое пространство. Стратегические тупики // Экономика региона. 2019. Т. 15, № 4. С. 967–980. https://doi.org/0.17059/2019-4-1.
  2. Татаркин А. И. Саморазвитие территориальных социально-экономических систем как потребность федеративного обустройства России // Экономика региона. 2013. № 4 (36). С. 9–26. https://doi.org/10.17059/2013-4-1.
  3. Лаврикова Ю. Г., Суворова А. В. Оптимальная пространственная организация экономики региона: поиск параметров и зависимостей // Экономика региона. 2020. Т. 16, № 4. С. 1017–1030. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-1.
  4. Смольянова И. В. Формирование приоритетов региональной социально-экономической политики: проблемы и пути решения // Креативная экономика. 2022. Т. 16, № 4. С. 1637–1650. https://doi.org/10.18334/ce.16.4.114547.
  5. Владыкина Ю. О., Загорская Л. М. Особенности влияния туризма на развитие социально-культурного пространства сельских территорий (на примере Новосибирской области) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 8 (149). С. 133–140. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vliyaniya-turizma-na-razvitie-sotsialno-kulturnogo-prostranstva-selskih-territoriy-na-primere-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 16.02.2015).
  6. Лаженцев В. Н. Природно-ресурсная экономика и территориальная организация хозяйства Арктики и Севера России // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12, № 5. С. 53–68. https://doi.org/23932/2542-0240-2019-12-5-53-68.
  7. Козырева Г. Б., Морозова Т. В., Волков А. Д. Исследование институциональных факторов социально-экономического развития депрессивного северного приграничного этнического региона // Дискуссия. 2018. № 6 (91). С. 38-47. https://doi.org/10.24411/2077-7639-2018-10014.
  8. Катровский А. П., Ковалев Ю. П., Мажар Л. Ю., Щербакова С. А. Туризм в приграничных регионах: теоретические аспекты географического изучения // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 1. С. 113—126. https://doi.org/10.5922/2074-9848-2017-1-7.
  9. Nagy H., Káposzta J., Meta B. The potentials of rural tourism in developing rural areas in Albania // DETUROPE. 2017. Vol. 9, 3. P. 188–206. https://doi.org/10.32725/det.2017.029.
  10. Kantar S., Svržnjak K. Development of Sustainable Rural Tourism // DETUROPE. Vol. 9, No. 1. P. 26–34. https://doi.org/10.32725/det.2017.003.
  11. Elbek T., Risolat I. and Aggelopoulos S. Agro and Eco-Tourism Development in Rural Areas of Uzbekistan: Analysis Using of ‘Gravity’ Model Approach // European Scientific Journal, ESJ. 2016. Vol. 12, No. 14. P. 27–44. https://doi.org/10.19044/esj.2016.v12n14p27.
  12. Aimurzina Baglan et al. State Policy Regulations of Agriculture for Sustainable Development of Rural Tourism // Journal of Environmental Management and Tourism. 2023. Vol. 14, No. 4. P. 2004–2014. https://doi.org/10.14505/jemt.14.4(68).12).
  13. Kunasekaran P., Gill S. S., Ramachandran S., Shuib A., Baum T., Herman Mohammad Afandi S. Measuring sustainable indigenous tourism indicators: a case of Mah Meri ethnic group in Carey Island, Malaysia // Sustainability. 2017. 9, No. 7. P. 1256–1276. https://doi.org/10.3390/su9071256.
  14. Кондратьева С. В. Развитие туризма в регионах Европейского Севера // Арктика и Север. 2022. № 47. С. 164–187. https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2022.47.164.
  15. Сорокин Д. Е., Шарафутдинов В. Н., Онищенко Е. В. О проблемах стратегирования развития туризма в регионах России (на примере Краснодарского края и города-курорта Сочи) // Экономика региона. 2017. Т. 13, № 3. С. 764–776. https://doi.org/10.17059/2017-3-10.
  16. Степанова С. В. Развитие туризма в приграничье: преимущества или ограничения? (Карельская практика) // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 2. С. 94–111. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2019-2-6.
  17. Бурова Д. В., Боголюбов В. С., Боголюбова С. А. Новые возможности рекреационных территорий Карелии для организации полноценного отдыха // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 28 (427). С. 56–62. URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/analiz/detail.php?ID=66454 (дата обращения: 20.10. 2023).
  18. Горгоц О. В. Проблемы формирования понятия «туризм» // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 4 (43). С. 18–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemyformirovaniya-ponyatiya-turizm (дата обращения: 20.10.2023).
  19. Дементьев В. С., Андреев А. А. Динамика въездного и выездного туризма в России в период 2014–2022 гг. // Псковский регионологический журнал. 2023. Т. 19, № C. 56–72. https://doi.org/10.37490/S221979310023983-4.
  20. Panzer-Krause S. Rural tourism in and after the COVID-19 era: “revenge travel” or сhance for a degrowth-oriented restart? Cases from Ireland and Germany // Tour. Hosp. 2022. Vol. 3, No. 2. P. 399–415. https://doi.org/3390/tourhosp3020026.
  21. Лаврова Т. А., Уваров С. А., Волков С. Д. Туризм как драйвер экономического развития регионов в кризисных условиях экономики // Журнал правовых и экономических исследований. 2022. № 1. С. 195–199. https://doi.org/10.26163/GIEF.2022.37.68.027.
  22. Захарова Е. В., Исупов П. А., Морозова М. А. Инновационные принципы и подходы к развитию внутреннего туризма в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2020. № 12 (117). С. 283–286. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44847057 (дата обращения: 20.10.2023).
  23. Рубцова Н. В., Солодухин К. С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 1. С. 301–314. https://doi.org/18334/epp.12.1.114074.
  24. Полухина А. Н. Анализ современного состояния внутреннего туризма в регионах России в период пандемии (по итогам исследования 2022 г.) // Инновационное развитие экономики. 2022. № 1–2 (67–68). C. 175–181. https://doi.org/10.51832/2223798420221-2175.
  25. Асанова И. М., Трофимова Р. В., Семухина Е. В. Факторы, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 33. С. 131–135. URL: http://e-koncept.ru/2015/95586.htm (дата обращения: 20.10.2023).
  26. Лебедев К. А. Закономерности формирования туристского спроса в современных условиях // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2015. Т. 14, № 1. С. 50–66. https://doi.org/10.15826/vestnik.2015.14.1.004.
  27. Боголюбова С. А. Потребительский спрос как ключевой фактор развития внутреннего рынка туристских услуг // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний: Материалы 3-й Всероссийской конференции (Иркутск, 18 мая 2017 г.) / под научной редакцией С. В. Чупрова, Н. Н. Даниленко. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2017. С. 40–44. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29019149_49856698.pdf (дата обращения: 20.10.2023).
  28. Kodaş D., Özel Ç. H. Antecedents of gastronomy destination brand equity: an examination of gastronomy experience, motivation, and destination satisfaction // Advances in Hospitality and Tourism Research (AHTR). 2023. Vol. 11, 1. P. 45–71. https://doi.org/10.30519/ahtr.1009968.
  29. Yunxuan Dong, Ling Xiao, Jiasheng Wang, Jujie Wang. A time series attention mechanism based model for tourism demand forecasting // Information Sciences. Vol. 628. P. 269–290. https://doi.org/10.1016/j.ins.2023.01.095.
  30. Wang S., Li Y., Wong J. W. C. Exploring Experiential Quality in Sport Tourism Events: The Case of Macau Grand Prix // Advances in Hospitality and Tourism Research (AHTR). 2021. Vol. 9, No. 1. P. 78–105. https://doi.org/10.30519/ahtr.821699.
  31. Berhanu Esubalew Bayih, Apar Singh. Modeling domestic tourism: motivations, satisfaction and tourist behavioral intentions // Heliyon. 2020. Vol. 6, 9. P. 1–17. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04839.
  32. Yang Yang, Ze-Hua Liu, Qiuyin Qi. Domestic tourism demand of urban and rural residents in China: Does relative income matter? // Tourism Management. 2014. Vol. 40. P. 193–202. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2013.05.005.
  33. Прибалтийско-финские народы России / отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. 671 с. URL: http://elibrary.krc.karelia.ru/858/1/Прибалтийско-финские народы России_2003.pdf (дата обращения: 20.10.2023).
  34. Харин В. Н. Факторный анализ (подход с использованием ЭВМ). Петрозаводск: КарНЦ РАН, 1992. 90 с.