ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ  МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ЯМАЛА И ЮГРЫ

Научная статья

УДК 336.1

doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.009

Скачать статью

Валерий Владимирович Гамукин

Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, valgam@mail.ru, ORCID 0000-0002-4396-274X

Аннотация. Социально-экономические условия Севера России оказывают значительное влияние на формирование финансовых отношений. Важное значение имеет специфика бюджетного механизма в сложноустроенных субъектах Российской Федерации, примером которых является Тюменская область с входящими в ее состав автономными округами. В данном макрорегионе существует уникальный пример перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами субъектов, организационно закрепленный в формате программы «Сотрудничество». Целью статьи является выявление особенностей перераспределения финансовых ресурсов между субъектами РФ в период 2015–2025 гг. в формате горизонтального бюджетного регулирования в рамках данной программы. Основными траекториями перераспределения являются: перемещение финансовых ресурсов в виде налога на прибыль организаций от места генерирования налога  на Севере к месту его использования на Юге; частичный возврат в виде бюджетных инвестиций, оказания государственных услуг и иных межбюджетных трансфертов бюджетам автономных округов. В последние годы произошло полное вытеснение расходов на капитальное строительство и нарастание иных межбюджетных трансферов. Обнаружена прямая пропорциональность между объемом финансирования программы и коэффициентом перераспределения, который предложено рассчитывать как отношение иных межбюджетных трансфертов к налогу на прибыль организаций, поступающий в бюджет Тюменской области с территории автономных округов. Если тенденция на замещение финансирования в форме бюджетных инвестиций и оказания государственных услуг иными межбюджетными трансфертами сохранится, можно предположить изменение самого формата программы или пересмотр размера источника ее финансирования. Рассмотренный пример межрегионального горизонтального перераспределения финансовых ресурсов может быть интересен регионам Дальнего Востока, имеющим схожую отраслевую структуру с преобладанием добывающего сектора экономики. Отдельные элементы механизма перераспределения финансовых ресурсов могут быть полезны в рамках интеграционных процессов в новых регионах России.

Ключевые слова: налог на прибыль организаций, профицит бюджета, программа «Сотрудничество», коэффициент перераспределения, социальные расходы, сложноустроенный субъект

Для цитирования: Гамукин В. В. Особенности перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами Тюменской области, Ямала И Югры // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 121–136. doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.009.

Список источников

  1. Тимушев Е. Н. Подход к оценке валового продукта (дохода) территории в контексте исследований по общественным финансам // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. № 1 (52). С. 26–35.
  2. Zhuravel V. P., Timoshenko D. S. The Russian Arctic, Sanctions Pressure and Geopolitical Instability // Arctic and North. no. 49. pp. 105–124. doi:10.37482/issn2221-2698.2022.49.105
  3. Thaer Karim Kazem A., Jawad Kazem Al-Bakri A. Mohammed Mahmoud Al-Taie Financing the public budget deficit through public debt and its effects on economic growth rates in Iraq for the period (2004-2019) // International Journal of Information and Decision Sciences. 2022. P. 13.
  4. Mohn K. Arctic Oil and Public Finance: Norway’s Lofoten Region and Beyond // The Energy Journal. no. 40 (3). pp. 199–226. doi:10.5547/01956574.40.3.kmoh.
  5. Тимушев Е. Н., Яговкина В. А. Резервные фонды в регионах России: факторы учреждения и оценка эффективности // Финансовый журнал. 2023. Т. 15, № 5. С. 61–78. doi:10.31107/2075-1990-2023-5-61-78.
  6. Дядик Н. В., Чапаргина А. Н. Траектории финансового развития регионов российской Арктики // Арктика и Север. 2022. № 47. С. 26–42. doi:10.37482/issn2221-2698.2022.47.26
  7. Гусев А. Б. Вес нетто экономики региона: политика приращения и межбюджетные отношения // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018. Т. 17, № 1. С. 71–104. doi:10.15826/vestnik.2018.17.1.004.
  8. Лавровский Б. Л., Горюшкина Е. А. Особенности государственного управления пространственным развитием России // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87, № 8. С. 725–733. doi: 10.7868/S0869587317080060
  9. Мильчаков М. В. Особенности финансовой поддержки регионов при реализации национальных проектов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 22–37. doi:10.31107/2075-1990-2019-3-22-37
  10. Nevyantseva L. S., Dukhkhani A. B. D. Budget Financing of Infrastructure Projects as a Tool for Implementing the Investment Policy of the Regions of the Russian Federation // Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 139. P. 126–133. doi:10.2991/aebmr.k.200509.024.
  11. Мохнаткина Л. Б. Региональное неравенство исполнения федерального бюджета в субъектах Российской Федерации // Экономика региона. 2023. № 19 (1). С. 274–288. doi:10.17059/ekon.reg.2023-1-21
  12. Афанасьев Р. С., Богданов Л. Н., Гулидов Р. В., Леонов С. Н. «Модельные» бюджеты: последствия для субъектов Российской Федерации // Пространственная экономика. 2019. Т. 15, № 1. С. 132–156. doi:10.14530/se.2019.1.132-156.
  13. Барашева Т. И. Региональные налоговые инициативы и экономические эффекты от их реализации в регионах Крайнего Севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 40–51. doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.003
  14. Печенская-Полищук М. А. Влияние процессов централизации и децентрализации на формирование налогового потенциала территорий // Экономика региона. 2021. № 2. С. 658–672. doi:10.17059/ekon.reg.2021-2-22.
  15. Бочкарева Е. А. Межбюджетные отношения как объект судебной защиты // Государство и право. 2020. № 9. С. 82–91.
  16. Кадочников Д. В. Бюджетная система Китая на современном этапе: ключевые вызовы и направления развития // TERRA ECONOMICUS. 2018. Т. 16, № 3. С. 87–105. doi:10.23683/2073-6606-2018-16-3-87-105.
  17. Мильчаков М. В. Реализация приоритетов регионального развития в условиях пандемии // Финансовый журнал. 2021. Т. 13, № 2. С. 93–113. doi:10.31107/2075-1990-2021-2-93-113
  18. Клисторин В. И. Программно-проектный подход в освоении Сибири // Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). 2020. Т. 25, № 1. С. 254–262. doi:10.33764/2411-1759-2020-25-1-254-262.
  19. Thesari S.S., Lizot M., Trojan F. Municipal Public Budget Planning with Sustainable and Human Development Goals Integrated in a Multi-Criteria Approach // Sustainability. 2021. N 13. 10921. doi:10.3390/su131910921
  20. Helmy Y. M., Ali S. A., Abd Ellatif M. M. A. Evaluating the Proposed Public Budget Ontological Model // International Journal of Computer Science and Information Security. 2019. P. 13.
  21. Cifuentes-Silva F., Fernández-Álvarez D., Emilio Labra-Gayo J. National Budget as Linked Open Data: New Tools for Supporting the Sustainability of Public Finances // Sustainability. 2020. Vol. 12 (11). doi:10.3390/su12114551.
  22. Арлашкин И. Ю. Межбюджетные инструменты стимулирования регионального экономического роста в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12, № 6. С. 54–68. doi:10.31107/2075-1990-2020-6-54-68
  23. Захарчук Е. А., Трифонова П. С. Консолидированные бюджеты регионов Уральского федерального округа: тренды развития // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14, № 5. doi:10.15862/25ECVN522.
  24. Бухарский В. В., Лавров А. М. Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Финансовый журнал. 2017. № 1 (35). С. 9–21.