Научная статья
УДК 338.47(985)
doi:10.37614/2220-802X.3.2025.89.009
Анна Борисовна Николаева
Институт экономических проблем имени Г.П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия, nikolaeva1@iep.kolasc.net.ru, ORCID 0000-0002-6695-5534
Аннотация. Северный морской путь (СМП) является уникальным исторически сложившимся транспортным маршрутом России, важнейшим фактором обеспечения национальной и экономической безопасности государства. Если в прошлом веке он использовался как внутренняя национальная внутренняя артерия, то в XXI веке многие государства проявляют интерес к СМП в аспекте международного использования. В связи с этим возрастает его роль как международной транспортной коммуникации, что является немаловажным для РФ, поскольку транзит, во-первых, является качественным показателем развития логистической инфраструктуры маршрута, во-вторых, может стать дополнительной статьёй дохода в бюджет.
Статья посвящена исследованию развития международного транзита Северного морского пути. Целью исследования является определение направлений приоритетных действий для реализации транзитного потенциала СМП и установление прогнозных значений объёма транзитных грузоперевозок с использованием метода динамических рядов. В ходе исследования были рассмотрены сильные и слабые стороны развития и роста транзита, установлены возможности и угрозы для транзитных грузовых перевозок. На основе проведённого SWOT-анализа были определены направления приоритетных действий для развития транзитных грузовых перевозок: необходимость реализации возможности увеличения атомного ледокольного флота и расширение взаимодействия с КНР в различных сферах. Сделан прогноз роста транзитных грузоперевозок на период по 2030 г.
Необходимость дальнейшего развития транзитных грузовых перевозок предопределяет актуальность проводимого исследования. Новизна исследования заключается в определении направлений приоритетных действий для развития и роста транзита по СМП с использованием SWOT-анализа, а также в расчёте прогнозных значений транзита с использованием метода динамических рядов. Практическая значимость представленного исследования состоит в том, что сделанные выводы направлены на увеличение транзитных транспортировок по СМП.
Ключевые слова: Северный морской путь, рост транзитных грузоперевозок, атомные ледоколы, ледокольное обеспечение, круглогодичная навигация, SWOT-анализ, динамический ряд
Благодарности: работа выполнена в рамках темы № 123012500051-8 Института экономических проблем «Стратегическое планирование развития Арктики в новых геоэкономических и политических условиях» по государственному заданию ФИЦ КНЦ РАН.
Для цитирования: Николаева А. Б. Международный транзит Северного морского пути: угрозы, возможности, прогнозы // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2025. № 3. С. 134–148. doi:10.37614/2220-802X.3.2025.89.009.
Список источников
- Журавель В. П. Северный морской путь: оценки и прогнозы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. № 2. С. 125–135. DOI15211/vestnikieran22023125135.
- Жильцов С. С., Зонн И. С. Арктика. Регион будущего развития. М.: Аспект Пресс, 2022. 320 с.
- Жильцов С. С. Северный морской путь: итоги развития, вызовы и перспективы // Вестник дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2024. № 2 (40). С. 6–17.
- Keskitalo E. C. H. The Politics of Arctic Resources: Change and Continuity in the «Old North» of Northern Europe. London: Routledge, 2019. 272 p. https://doi.org/10.1017/9781009110044.020.
- Smith L. C., Stephenson S. R. New Trans-Arctic Shipping Routes Navigable by Midcentury // Proc. National Academy of Sciences of the United States of America. 2013. Vol. 110, nо. 13. P. 4871–
- The Northern Sea Route as a Factor of Sustainable Development of the Arctic Zone / C. Jahn [et а] // Arctic Maritime Logistics. Contributions to Management Science / I. Ilin, T. Devezas, C. Jahn (eds.). Springer, Cham., 2022. Р. 7–14. doi:10.1007/978-3-030-92291-7_14.
- Григорьев М. Н. Развитие транзитного потенциала Северного морского пути // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12, № 5. С. 109–129. doi:10.23932/2542-0240-2019-12-5-109-129.
- Тодоров А. А. Международный транзитный потенциал Северного морского пути: экономический и правовой аспекты // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 3 (42). С. 149–171.
- Сценарный прогноз развития Северного морского пути / Н. И. Комков [и др.] // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2. C. 87–98.
- Ерохин В. Л. Северный морской путь: каботаж и международный транзит в 2013-2020 гг. // Маркетинг и логистика. 2021. № 3 (35). С. 15–24.
- Елисеев Д. О., Наумова Ю. В. Проблемы и перспективы развития международного транзита по Северному морскому пути // Федерализм. 2019. № 3 (95). С. 35–50. doi:10.21686/2073-1051-2019-3-35-50.
- Lasserre F. Case Studies of Shipping along Arctic Routes. Analysis and Profitability Perspectives for the Container Sector // Transportation Research. 2014. No. 66. P. 144–
- Guy E., Lasserre F. Commercial Shipping in the Arctic: New Perspectives, Challenges, and Regulations // Polar Record. 2016. Vol. 52, no. 3. P. 294– https://doi.org/10.1017/S0032247415001011.
- Gunnarsson B. Recent Ship Traffic and Developing Shipping Trends on the Northern Sea Route — Policy Implications for Future Arctic Shipping // Marine Policy. 2021. Vol. 124. Р. 124. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2020.104369.
- Farré A. Buixadé. Commercial Arctic shipping through the Northeast Passage: routes, resources, governance, technology, and infrastructure// Polar Geography. 2014. No. P. 298–324. DOI 10.1080/1088937X.2014.965769.
- Zhang Y., Meng Q., Ng S. H. Shipping efficiency comparison between Northern Sea Route and the conventional Asia-Europe shipping route via Suez Canal // J. Transport Geography. 2016. 57. P. 241–249. doi:10.1016/j.jtrangeo.2016.09.008.
- Schоyen H., Brаthen S. The Northern Sea Route versus the Suez Canal: cases from bulk shipping // J. Transport Geography. Vol. 19 (4), no. 7. Р. 977–983.
- Коваленко А. С., Моргунова М. О., Грибковская В. В. Инфраструктурная синергия Северного морского пути в международном контексте // Энергетическая политика. 2018. № 4. С. 57–67.
- Furuichi M., Otsuka N. Proposing a common platform of shipping cost analysis of the Northern Sea Route and the Suez Canal Route. Marit Econ Logist. 2015. Vol. 17. Р. 9–31. https://doi.org/10.1057/mel.2014.29.
- Социально-экономическое развитие Российской Арктики в контексте глобальных изменений климата / под ред. Б. Н. Порфирьева. М.: Научный консультант, 2017. 302 с.
- Verny J., Grigentin C. Container shipping on the Northern sea route // International J. 16 Production Economics. 2009. Vol. 122, no. 1. Р. 107–117. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2009.03.018.
- Liu M., Kronbak J. The potential economic viability of using the Northern Sea Route (NSR) as an alternative route between Asia and Europe // J. Transport Geography. 2010. Vol. 18, no. 3. P. 434–444. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2009.08.004.
- Изотов О. А. Прогнозирование перевозок грузов // Системный анализ и логистика. № 4 (22). С. 12–19.
- Николаева А. Б. Перспективы международного транзита по Северному морскому пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. № 3. С. 169–182. doi:10.37614/2220-802X.3.2024.85.011.
- Kitagawa, H. Sustainable Development and Marine Transport in the Arctic Ocean-A Perspective and Cold Regions Technology // Proc. Nineteenth International Offshore and Polar Engineering Conference, Osaka, Japan, 21–26 June 2009. Р. 662–670.
- Perspectives of Northern Sea Route and Northwest Passage in the 21st Century / V. C. Khon [et а] // Climatic Change. 2010. Vol. 100, no. 3–4. Р. 757–768. https:doi.org/10.1007/s10584-009-9683-2.
- Мохов И. И., Хон В. Ч. Продолжительность навигационного периода и ее изменения для Северного морского пути: модельные оценки // Арктика: экология и экономика. 2015. № 2 (18). С. 88–95.
- Гао Т. Сотрудничество России и Китая в Арктике в формате опорных зон // Вестник университета. 2018. № 4. С. 43–50. doi:10.26425/1816-4277-2018-4-43-50.
- Puranen M., Kopra S. China’s Arctic Strategy — a Comprehensive Approach in Times of Great Power Rivalry // Scandinavian J. Military Studies. Vol. 6, Iss. 1. P. 239–253. doi:10.31374/sjms.196.
- Hong N. China’s Interests in the Arctic: Opportunities and Challenges // Military Studies. Washington: Institute for China-America Studies, 2018. 36 p.
- Arctic Policies and Strategies — Analysis, Synthesis, and Trends / L. Heininen [et а]. Laxenburg: IIASA, 2020. 263 p.
- Malle S. Russia and China in the 21 st Century. Moving towards Cooperative Behaviour // J. Eurasian Studies. 2017. Vol. 8, no. 2. P. 136– https://doi.org/10.1016/j.euras.2017.02.003.
- Bertelsen R. G., Gallucci V. The Return of China, Post-Cold War Russia, and the Arctic: Changes on Land and at Sea // Marine Policy. 2016. Vol. 72. P. 240– https://doi.org/10.1016/j.marpol.2016.04.034.
- Синиченко В. В., Ракитский В. В. Северный морской путь в геополитических планах Китая и позиция России // Известия Иркутского государственного университета. Политология. Религиоведение. 2020. Т. 33. С. 50–57. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.33.50.
- Крюков В.А. Один путь -один хозяин? Нужен ли единый оператор Северного морского пути // ЭКО: всерос. экон. журн. 2018. № 5. С. 5–17. URL: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1474/652 (дата обращения: 13.02.2024).
- Ерохин В. Л. Северный морской путь и арктические транспортные коридоры: проблемы использования и прогнозы коммерциализации грузоперевозок // Маркетинг и логистика. 2017. № 6 (14). С. 22–44.
- Ерохин В. Л. Арктическое судостроение и морская техника России: состояние, потребности, перспективы развития // Маркетинг и логистика. 2019. № 1 (21). С. 12–31.
- Арский А. А. Экономические аспекты развития Северного морского пути в контексте агропромышленного комплекса России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. № 1. С. 11–18.
- Худжатов М. Б. Перспективы развития внешней торговли между Российской Федерацией и КНР // Маркетинг и логистика. 2020. № 2 (28). С. 73–81.
- Гао Т., Ерохин В. Л. Инвестиционное сотрудничество России и Китая в регионе Арктики: «Ямал СПГ» и другие перспективные проекты // Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Харбин: Харбинский инж. ун-т, 2017. С. 312–319.
- Александров О. Б. Перспективы стратегического альянса России и Китая в Арктике // Россия XXI. 2015. № 2. С. 24–35.
- Новожилов А. М. Пространство Северного морского пути как международный транспортный путь // Учёные записки РАП. 2022. № 21 (2). С. 9–13. doi:10.24182/2073-6258-2022-21-2-9-13.