АНАЛИЗ РЫНКА ПРОДУКЦИИ СЕВЕРНОГО ОЛЕНЕВОДСТВА РОССИИ  НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА МАССИВОВ БОЛЬШИХ ДАННЫХ

Научная статья

УДК 332.1, 339.3, 519.6, 392.8, 811.93

doi:10.37614/2220-802X.2.2023.80.004

Скачать статью 

Елена Николаевна Богданова1, 2, Медея Владимировна Иванова3, Татьяна Васильевна Симашко4

1, 4Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия

2Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

3Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия

1bogdanova.en@yandex.ru, ORCID 0000-0001-9610-4709

3mv.ivanova@ksc.ru, ORCID 0000-0002-6091-8804

4simashkotv@yandex.ru, ORCID 0000-0001-9853-4526

Аннотация. В арктическом регионе продукция оленеводства стала таким неотъемлемым элементом культуры северных коренных народов, который внес значимый вклад в повышение адаптации человека к экстремальным климатическим условиям. Целью исследования стало изучение предложений о реализации продукции оленеводства в сети Интернет для определения регионов Крайнего Севера РФ, наиболее активно использующих возможности информационных коммуникаций для продвижения своей продукции на внутреннем региональном  и межрегиональном рынках, и анализа ассортиментного ряда продукции арктического традиционного питания.

Методологической основной исследования стали теоретические подходы пространственной экономики А. Г. Гранберга и теории свободной торговли П. Р. Кругмана. Применены методы анализа массивов больших данных на основе дата-майнинга в социальных сетях. Материалом исследования послужили сообщения в сети Интернет, тематически связанные с реализацией продукции оленеводства в регионах Крайнего Севера в 2021–2022 гг. Новизной исследования стало применение методов сбора и анализа массивов больших данных, что потребовало адаптации решений платформы PolyAnalyst к задачам конкретной научной области и совершенствования методологии анализа.

В результате анализа предложений о реализации продукции оленеводства в сети Интернет были выявлены наиболее активные арктические регионы: Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Чукотский автономный округ. «Мода» на Арктику способствовала формированию широкого ассортимента готовых блюд и способов переработки оленины, а также стала катализатором развития арктического гастрономического туризма, который создает важные предпосылки для экономического роста сельских арктических территорий.

Организация продаж через сеть Интернет расширяет возможности экономики арктического этнического предпринимательства за счет преодоления относительной замкнутости арктических экономических систем  и частичного перевода товарооборота в интернет-пространство. Соответственно, перспективами исследования может стать использование анализа больших данных рынка оленеводства для разработки мероприятий по управлению продажами продукции оленеводства.

Ключевые слова: Российская Арктика, рынок оленины, коренные малочисленные народы Севера, арктическое этническое предпринимательство, адаптация, big data, data mining

Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-01554 «Разработка рисковых моделей устойчивого развития традиционного хозяйства коренных народов арктического региона Европейского Севера России в условиях изменения климата»).

Для цитирования: Богданова Е. Н., Иванова М. В., Симашко Т. В. Анализ рынка продукции северного оленеводства России на основе анализа массивов больших данных // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 55–73. doi:10.37614/2220-802X.2.2023.80.004