Научная статья
УДК 338.47(985)
doi:10.37614/2220-802X.3.2023.81.009
Анна Борисовна Николаева
Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, Апатиты
nikolaeva1@iep.kolasc.net.ru, http://orcid.org/0000-0002-6695-5534
Аннотация. Северный морской путь (СМП) в ближайшие десятилетия может трансформировать логистику морских грузовых перевозок и придать существенный импульс развитию северных регионов России. Дальнейшее функционирование Северного морского пути невозможно без создания современной портовой инфраструктуры. Чтобы принимать суда различных классов, портам необходима модернизация: строительство или ремонт морально и физически устаревших причальных сооружений, чтобы они отвечали современным требованиям. В статье анализируется процесс формирования инфраструктуры портов, расположенных на данном маршруте.
Цель исследования — рассмотреть возможности увеличения грузооборота за счет реализации проектов по строительству объектов портовой инфраструктуры Северного морского пути. В результате исследования были выделены наиболее значимые проекты в данной сфере и сделаны прогнозы по увеличению грузооборота в ближайшей перспективе за счет строящихся объектов. Изучены результаты санкционного давления на строительство портовой инфраструктуры, и сделан вывод о том, что влияние санкций на формирование инфраструктуры приводит к сдвигу сроков реализации проектов, но не на конечную цель. В то же время санкционные ограничения могут повлиять на грузооборот из-за отмены ряда контрактов по строительству танкеров-газовозов. Кроме того, по этой же причине прекратились поставки судового оборудования для танкеров, строящихся в России.
Новизна исследования заключается в выявлении объектов строящейся портовой инфраструктуры, способных увеличить грузооборот по СМП, и определении их вклада в грузоперевозки на ближайшую и среднесрочную перспективу. Практическая значимость представленного исследования состоит в том, что сделанные выводы направлены на дальнейшее развитие СМП. Стремительное изменение международной обстановки и экономической ситуации в стране определяют перспективность будущих исследований по данной проблематике.
Ключевые слова: арктический регион, Северный морской путь, арктические порты, портовая инфраструктура, санкционное давление, увеличение грузооборота
Благодарности: работа выполнена в рамках темы № 123012500051-8 Института экономических проблем «Стратегическое планирование развития Арктики в новых геоэкономических и политических условиях» по госзаданию ФИЦ КНЦ РАН.
Для цитирования: Николаева А. Б. Развитие портовой инфраструктуры как потенциал для увеличения грузооборота Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 140–149. https://doi:10.37614/2220-802X.3.2023.81.009.
Список источников
- Селин В. С. Движущие силы и проблемы развития грузопотоков Северного морского пути Арктика и Север // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 87–100. https://doi:17238/issn2221-2698.2016.22.87.
- Селин В. С. Современные тенденции и проблемы развития арктических морских грузопотоков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 4 (40). С. 60–73. https://doi:15838/esc/2015.4.40.4.
- Истомин А. В. Роль Северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий // Север промышленный. 2007. № 6-7. URL: https://helion-ltd.ru/content072007/ (дата обращения: 26.04.2023).
- Истомин А. В. Формирование основ современной стратегии природопользования в Евро-Арктическом регионе. Апатиты: КНЦ РАН, С. 471–481.
- Павлов К. В., Селин В. С. Проблемы, тенденции и перспективы развития грузопотоков Северного морского пути // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 30. С. 2–12.
- Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / науч. ред. В. С. Селин, С. Ю. Козьменко. Апатиты: КНЦ РАН, 2015. С. 335.
- Ерохин В. Л. Северный морской путь и арктические транспортные коридоры: проблемы использования и прогнозы коммерциализации грузоперевозок // Маркетинг и логистика. 2017. № 6 (14). С. 22–44. https://doi.org/10.17308/econ.2021.2/3382.
- Николаева А. Б. Факторы, влияющие на грузооборот Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 4 (66). С. 17–28. https://doi:25702/KSC.2220-802X-4-2019-66-4-17-28.
- Ульченко М. В., Башмакова Е. П. Проблемы развития транспортной инфраструктуры в регионах Арктической зоны Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 7, № 11. С. 45–52.
- Башмакова Е. П., Ульченко М. В. Развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктической транспортной системы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 12. С. 88–96. https://doi:26726/1812-7096-2019-12-88-96.
- Иванова М. В., Данилин К. П., Кошкарев М. В. Северный морской путь как пространство согласования интересов для устойчивого социально-экономического развития Арктики // Арктика: экология и экономика. 2022. Т. 12, № 4. С. 538–550. https://doi:25283/2223-4594-2022-4-538-550.
- Pierre C., Olivier F. Relevance of the Northern Sea Route (NSR) for bulk shipping. Transportation Research Part A: Policy and Practice. 78. 2015. Nо. 10. 337–346.
- Furuichi M., Otsuka N. Cost analysis of the Northern Sea Route (NSR) and the conventional route shipping // In Proceedings of IAME Conference. Marseille. 2013. 3–5 July.
- Verny J., Grigentin C. Container shipping on the Northern sea route // Intern. J. Production Economics. 122 (1). 2009. Nо. 11. P. 107–117.
- Carlsson M., Granholm N. Russia and the Arctic: analysis and discussion of Russian strategies / Swedish Defence Research Agency. Stockholm, 2013. P. 22–
- Kitagawa H. Sustainable Development and Marine Transport in the Arctic Ocean-A Perspective and Cold Regions Technology // Proceedings of the Nineteenth International Offshore and Polar Engineering Conference (Osaka, Japan, 21–26 June 2009). 2009. P. 662–670.
- Schоyen H., Brаthen S. The Northern Sea Route versus the Suez Canal: cases from bulk shipping // J. Transport Geography. 2011. Vol. 19 (4), Nо. 7. P. 977–983.
- Commercial Arctic shipping through the Northeast Passage: routes, resources, governance, technology, and infrastructure / B. A. Farré [et ] // Polar Geography. 2014. No. 4. P. 298–324. https://doi:10.1080/1088937X.2014.965769.
- Zhang Y., Meng Q., Ng S. Shipping efficiency comparison between Northern Sea Route and the conventional Asia-Europe shipping route via Suez Canal // J. Transport Geography. 2016. https://doi:1016/j.jtrangeo.2016.09.008.
- Воронина Е. П. Современные подходы к обеспечению комплексного развития Северного морского пути: маркетинг-анализ транспортно-логистического потенциала // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 58–71. https://doi:37614/2220-802X.4.2022.78.004.
- Гурлев И. В., Макоско А. А., Малыгин И. Г. Анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. 2022. Т. 12, № 2. С. 258–270. https://doi:25283/2223-4594-2022-2-258-270.
- Селин В. С., Селин И. В. Тенденции развития арктических морских портов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 1 (57). С. 55–66.