РАЗВИТИЕ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ  КАК ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ГРУЗООБОРОТА СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Научная статья

УДК 338.47(985)

doi:10.37614/2220-802X.3.2023.81.009

 Скачать статью 

Анна Борисовна Николаева

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, Апатиты

nikolaeva1@iep.kolasc.net.ru, http://orcid.org/0000-0002-6695-5534

Аннотация. Северный морской путь (СМП) в ближайшие десятилетия может трансформировать логистику морских грузовых перевозок и придать существенный импульс развитию северных регионов России. Дальнейшее функционирование Северного морского пути невозможно без создания современной портовой инфраструктуры. Чтобы принимать суда различных классов, портам необходима модернизация: строительство или ремонт морально и физически устаревших причальных сооружений, чтобы они отвечали современным требованиям. В статье анализируется процесс формирования инфраструктуры портов, расположенных на данном маршруте.

Цель исследования — рассмотреть возможности увеличения грузооборота за счет реализации проектов по строительству объектов портовой инфраструктуры Северного морского пути. В результате исследования были выделены наиболее значимые проекты в данной сфере и сделаны прогнозы по увеличению грузооборота в ближайшей перспективе  за счет строящихся объектов. Изучены результаты санкционного давления на строительство портовой инфраструктуры, и сделан вывод о том, что влияние санкций на формирование инфраструктуры приводит к сдвигу сроков реализации проектов, но не на конечную цель. В то же время санкционные ограничения могут повлиять  на грузооборот из-за отмены ряда контрактов по строительству танкеров-газовозов. Кроме того, по этой же причине прекратились поставки судового оборудования для танкеров, строящихся в России.

Новизна исследования заключается в выявлении объектов строящейся портовой инфраструктуры, способных увеличить грузооборот по СМП, и определении их вклада в грузоперевозки на ближайшую и среднесрочную перспективу. Практическая значимость представленного исследования состоит в том, что сделанные выводы направлены на дальнейшее развитие СМП. Стремительное изменение международной обстановки и экономической ситуации в стране определяют перспективность будущих исследований по данной проблематике.

Ключевые слова: арктический регион, Северный морской путь, арктические порты, портовая инфраструктура, санкционное давление, увеличение грузооборота

Благодарности: работа выполнена в рамках темы № 123012500051-8 Института экономических проблем «Стратегическое планирование развития Арктики в новых геоэкономических и политических условиях» по госзаданию ФИЦ КНЦ РАН.

Для цитирования: Николаева А. Б. Развитие портовой инфраструктуры как потенциал для увеличения грузооборота Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 140–149. https://doi:10.37614/2220-802X.3.2023.81.009.

Список источников

  1. Селин В. С. Движущие силы и проблемы развития грузопотоков Северного морского пути Арктика и Север // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 87–100. https://doi:17238/issn2221-2698.2016.22.87.
  2. Селин В. С. Современные тенденции и проблемы развития арктических морских грузопотоков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 4 (40). С. 60–73. https://doi:15838/esc/2015.4.40.4.
  3. Истомин А. В. Роль Северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий // Север промышленный. 2007. № 6-7. URL: https://helion-ltd.ru/content072007/ (дата обращения: 26.04.2023).
  4. Истомин А. В. Формирование основ современной стратегии природопользования в Евро-Арктическом регионе. Апатиты: КНЦ РАН, С. 471–481.
  5. Павлов К. В., Селин В. С. Проблемы, тенденции и перспективы развития грузопотоков Северного морского пути // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 30. С. 2–12.
  6. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / науч. ред. В. С. Селин, С. Ю. Козьменко. Апатиты: КНЦ РАН, 2015. С. 335.
  7. Ерохин В. Л. Северный морской путь и арктические транспортные коридоры: проблемы использования и прогнозы коммерциализации грузоперевозок // Маркетинг и логистика. 2017. № 6 (14). С. 22–44. https://doi.org/10.17308/econ.2021.2/3382.
  8. Николаева А. Б. Факторы, влияющие на грузооборот Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 4 (66). С. 17–28. https://doi:25702/KSC.2220-802X-4-2019-66-4-17-28.
  9. Ульченко М. В., Башмакова Е. П. Проблемы развития транспортной инфраструктуры в регионах Арктической зоны Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 7, № 11. С. 45–52.
  10. Башмакова Е. П., Ульченко М. В. Развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктической транспортной системы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 12. С. 88–96. https://doi:26726/1812-7096-2019-12-88-96.
  11. Иванова М. В., Данилин К. П., Кошкарев М. В. Северный морской путь как пространство согласования интересов для устойчивого социально-экономического развития Арктики // Арктика: экология и экономика. 2022. Т. 12, № 4. С. 538–550. https://doi:25283/2223-4594-2022-4-538-550.
  12. Pierre C., Olivier F. Relevance of the Northern Sea Route (NSR) for bulk shipping. Transportation Research Part A: Policy and Practice. 78. 2015. Nо. 10. 337–346.
  13. Furuichi M., Otsuka N. Cost analysis of the Northern Sea Route (NSR) and the conventional route shipping // In Proceedings of IAME Conference. Marseille. 2013. 3–5 July.
  14. Verny J., Grigentin C. Container shipping on the Northern sea route // Intern. J. Production Economics. 122 (1). 2009. Nо. 11. P. 107–117.
  15. Carlsson M., Granholm N. Russia and the Arctic: analysis and discussion of Russian strategies / Swedish Defence Research Agency. Stockholm, 2013. P. 22–
  16. Kitagawa H. Sustainable Development and Marine Transport in the Arctic Ocean-A Perspective and Cold Regions Technology // Proceedings of the Nineteenth International Offshore and Polar Engineering Conference (Osaka, Japan, 21–26 June 2009). 2009. P. 662–670.
  17. Schоyen H., Brаthen S. The Northern Sea Route versus the Suez Canal: cases from bulk shipping // J. Transport Geography. 2011. Vol. 19 (4), Nо. 7. P. 977–983.
  18. Commercial Arctic shipping through the Northeast Passage: routes, resources, governance, technology, and infrastructure / B. A. Farré [et ] // Polar Geography. 2014. No. 4. P. 298–324. https://doi:10.1080/1088937X.2014.965769.
  19. Zhang Y., Meng Q., Ng S. Shipping efficiency comparison between Northern Sea Route and the conventional Asia-Europe shipping route via Suez Canal // J. Transport Geography. 2016. https://doi:1016/j.jtrangeo.2016.09.008.
  20. Воронина Е. П. Современные подходы к обеспечению комплексного развития Северного морского пути: маркетинг-анализ транспортно-логистического потенциала // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 58–71. https://doi:37614/2220-802X.4.2022.78.004.
  21. Гурлев И. В., Макоско А. А., Малыгин И. Г. Анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. 2022. Т. 12, № 2. С. 258–270. https://doi:25283/2223-4594-2022-2-258-270.
  22. Селин В. С., Селин И. В. Тенденции развития арктических морских портов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 1 (57). С. 55–66.