Научная статья
УДК 330.34
doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.005
Семен Леонидович Иванов1, Светлана Викторовна Теребова2, Ксения Александровна Устинова3, Александр Петрович Ермолов4
1, 2, 3Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия
1slivanov2020@mail.ru, ORCID 0000-0002-4647-5824
2svetlana-ter@mail.ru, ORCID 0000-0002-2044-9521
3ustinova-kseniya@yandex.ru, ORCID 0000-0002-6198-6462
4АО «Вологодский оптико-механический завод», Вологда, Россия, ermolov_82@mail.ru, ORCID 0009-0001-0852-8630
Аннотация. Статья посвящена анализу креативных практик для развития предприятий машиностроительной отрасли, расположенных на территории регионов Европейского Севера, в условиях санкционного давления. Ее актуальность обуславливается негативным воздействием экономических санкций на машиностроительные предприятия и необходимостью поиска путей преодоления его последствий. Гипотеза исследования — в сложившихся экономических условиях креативные практики могут играть важную роль в наращивании деловой активности предприятий отрасли, повышении их потенциала в области импортозамещения. Был предложен методический подход, предполагающий совмещение «количественной» и «качественной» оценок в отношении как выявления проблем, так и определения перспектив развития машиностроительной отрасли с использованием официальных статистических данных и данных, полученных в ходе проведения case-study. Реализация такого подхода позволила разработать перечень приоритетных направлений развития машиностроительных предприятий с учетом основных положений концепции импортозамещения в условиях внешнеэкономических санкций, региональной специфики машиностроительной отрасли, возможности внедрения и распространения в ней креативных практик. Проанализированы основные показатели, позволяющие охарактеризовать современное состояние машиностроения в российских регионах и оценить «склонность» предприятий машиностроения к «креативному» развитию. Более того, представлены результаты case-study предприятий, которые, за счет внедрения креативных практик, смогли повысить свою деловую активность в условиях внешнеэкономических санкций. Научная новизна исследования заключается в разработке соответствующего методического подхода. Более того, она дополняется уточнением сущности понятий, связанных с темой исследования (креативная экономика, креативные индустрии и креативные практики), что позволило их детерминировать и разграничить между собой. Практическая значимость состоит в использовании результатов исследования руководителями машиностроительных предприятий, особенно тех, которые попали под влияние международных экономических санкций, а также представителями органов региональной власти, в ведении которых находятся вопросы промышленного развития региона.
Ключевые слова: креативные практики, машиностроение, импортозамещение, регион, Европейский Север
Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01841, https://rscf.ru/project/23-28-01841/.
Для цитирования: Креативные практики как активатор импортозамещения машиностроительной отрасли Европейского Севера в условиях санкций / С. Л. Иванов [и др.] // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 67–81. doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.005.
Список источников
- Симонин П. В., Литвин И. Ю., Череповская Н. А., Кузьмина А. А. Машиностроительная промышленность: стратегические приоритеты развития в условиях санкций // Уголь. 2023. № 2. С. 65–71. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-2-65-71.
- Куликова Е. А., Чуваков А. Б., Петровский А. Н. Автоматизация производственных процессов в машиностроении: Учебник и практикум. М.: Издательство «Юрайт», 2023. 252 с.
- Сметанникова Т. А. Промышленный дизайн в машиностроении // Материалы областного профильного семинара «Школа молодых ученых» по проблемам технических наук: Тезисы и доклады семинара. Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2022. С. 143–147.
- Загашвили В. С., Оболенский В. П., Портанский А. П., Фрумкин Б. Е. Зарубежный опыт импортозамещения // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 5. С. 5–19.
- Dahms H. From Creative Action to the Social Rationalization of the Economy: Joseph A. Schumpeter’s Social Theory // Sociological Theory. 1995. 13 (1). 1–
- Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. 1950. 5 (9). 444–
- Ahlin B., Drnovšek M., Hisrich R. D. Entrepreneurs’ creativity and firm innovation: the moderating role of entrepreneurial self-efficacy // Small Bus. Econ. 2014. 43. 101–117. doi:10.1007/s11187-013-9531-7
- Шевченко А. А. Креативные практики в рекреационном пространстве современного российского города // Гуманитарий Юга России. 2015. № 4. С. 292–
- Fiorida R. Cities and the Creative Class. Routledge, 2004. 208 p.
- Fiorida R. The flight of the creative class: The new global competition for talent // Liberal education. 2006. P. 22–
- Королева И. Б., Соколова И. Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием // Baikal research Journal. 2022. Т. 13, № 3. С. 1–15.
- Зуев С. Э., Васецкий А. А. Культурные индустрии в условиях глобализации // Управленческое консультирование. 2010. № 1. С. 76–89.
- Паршукова П. Н. Креативное потребление как специфическая практика современного человека: материалы Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 27–30 апреля 2021 г. [в рамках программы V Международного фестиваля дизайна «Красный проспект»] / Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова; составители: Г. Б. Паршукова, Е. А. Груздева. Новосибирск, 2021. С. 184–188.
- Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2003. 320 с.
- Гавра Д. П., Байер Ю. П. Социальные типологии творческих практик // Управленческое консультирование. 2022. № 9. С. 125–133.
- Козьяков Р. В. Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 4. С. 117–126.
- Repenning A., Oechslen A. Creative digipreneurs: Artistic entrepreneurial practices in platform-mediated space // Digital Geography and Society. 4. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.diggeo.2023.100058.
- Баженов Д. В. Влияние санкций на дивиденды российских металлургических компаний // Инновации и инвестиции. 2022. № 7. С. 150–154.
- Ермоловская О. Ю., Липин Д. М. Анализ проблем и перспектив производства стали в России в условиях новых экономических вызовов // Самоуправление. 2022. № 5 (133). С. 360–364.
- Новикова Е. В., Евсеев А. В., Попов Ю. С., Довлетли К. О. Развитие фармацевтической и медицинской промышленности в РФ после санкций ЕС и США // Вестник Смоленской гос. медицинской академии. 2019. Т. 18, № 2. С. 209–215.
- Цветкова П. И., Дубова Ю. И. Импортозамещение в пищевой промышленности России в условиях санкций // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2021. № 3 (449). С. 258–264. DOI 10.47475/1994-2796-2021-10331.
- Ефремова Е. А. Санкции в аэрокосмической промышленности на сегодняшний день // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10, № 3 (24). С. 10–15.
- Мирзаханов Р. Н., Журавлева К. В. Развитие автотранспортной промышленности в условиях санкций // Вестник науки. 2022. Т. 2, № 6 (51). С. 106–115.
- Ларин С. Н., Соколов Н. А., Хрусталев О. Е. Развитие российской электронной промышленности: поиск конкурентных преимуществ в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 7 (89). С. 104–111.
- Савватеев Е. В., Гаджимирзоев Г. И., Федосьина А. В., Бураев Ф. В. Российская пищевая промышленность и сельское хозяйство в условиях санкций — пути решения проблем и дальнейшего развития // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 6 (88). С. 65–74.
- Волостнов Б. И. Инновационно-технологическое развитие России в условиях экономических санкций. Проблемы и механизмы импортозамещения // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2015. № 3. С. 4–29.
- Романова О. А., Карпова А. Е. Влияние санкций на экономику // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2022. № 1 (28). С. 74–77.
- Винокуров М. А. Экономические санкции запада против России и пути ликвидации их последствий // Экономика и управление. 2014. № 11 (109). С. 35–37.
- Празднов Г. С. Инновации в машиностроении: цель, проблемы, эффективность // Креативная экономика. 2017. Т. 11, № 12. С. 1389–1398. doi: 10.18334/ce.11.12.38649.
- Iglesiasa O., Landgrafb P., Indc N., Markovicd S., Koporcice N. Corporate brand identity co-creation in business-to-business contexts // Industrial Marketing Management. 2020. 85. 32– https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2019.09.008.
- Törmälä M., Gyrd-Jone R. I. Development of new B2B venture corporate brand identity: A narrative performance approach // Industrial Marketing Management. 65. 76–85. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2017.05.002.
- Ускова Т. В., Кувалин Д. Б., Лукин Е. В., Широкова Е. Ю., Зинченко Ю. В. Производственный сектор экономики Северо-Запада России: проблемы адаптации и перспективы функционирования в условиях санкций // Проблемы развития территории. 2022. Т.26, № 6. С. 7–28. DOI:10.15838/ptd.2022.6.122.1
- Afesorgbor S. K. The impact of economic sanctions on international trade: How do threatened sanctionscompare with imposed sanctions? // European Journal of Political Economy. 2019. 56. 11–
- Chen, Y. E., Fu, Q., Zhao, X., Yuan, X., & Chang, C. P. International sanctions’ impact on energyefficiency in target states // Economic Modelling. 2019. 82. 21–