КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК АКТИВАТОР ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ  МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Научная статья

УДК 330.34

doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.005

Скачать статью

Семен Леонидович Иванов1, Светлана Викторовна Теребова2, Ксения Александровна Устинова3,  Александр Петрович Ермолов4

1, 2, 3Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия

1slivanov2020@mail.ru, ORCID 0000-0002-4647-5824

2svetlana-ter@mail.ru, ORCID 0000-0002-2044-9521

3ustinova-kseniya@yandex.ru, ORCID 0000-0002-6198-6462

4АО «Вологодский оптико-механический завод», Вологда, Россия, ermolov_82@mail.ru, ORCID 0009-0001-0852-8630

Аннотация. Статья посвящена анализу креативных практик для развития предприятий машиностроительной отрасли, расположенных на территории регионов Европейского Севера, в условиях санкционного давления. Ее актуальность обуславливается негативным воздействием экономических санкций на машиностроительные предприятия  и необходимостью поиска путей преодоления его последствий. Гипотеза исследования — в сложившихся экономических условиях креативные практики могут играть важную роль в наращивании деловой активности предприятий отрасли, повышении их потенциала в области импортозамещения. Был предложен методический подход, предполагающий совмещение «количественной» и «качественной» оценок в отношении как выявления проблем, так и определения перспектив развития машиностроительной отрасли с использованием официальных статистических данных и данных, полученных в ходе проведения case-study. Реализация такого подхода позволила разработать перечень приоритетных направлений развития машиностроительных предприятий с учетом основных положений концепции импортозамещения в условиях внешнеэкономических санкций, региональной специфики машиностроительной отрасли, возможности внедрения и распространения в ней креативных практик. Проанализированы основные показатели, позволяющие охарактеризовать современное состояние машиностроения в российских регионах и оценить «склонность» предприятий машиностроения к «креативному» развитию. Более того, представлены результаты case-study предприятий, которые, за счет внедрения креативных практик, смогли повысить свою деловую активность в условиях внешнеэкономических санкций. Научная новизна исследования заключается  в разработке соответствующего методического подхода. Более того, она дополняется уточнением сущности понятий, связанных с темой исследования (креативная экономика, креативные индустрии и креативные практики),  что позволило их детерминировать и разграничить между собой. Практическая значимость состоит в использовании результатов исследования руководителями машиностроительных предприятий, особенно тех, которые попали  под влияние международных экономических санкций, а также представителями органов региональной власти,  в ведении которых находятся вопросы промышленного развития региона.

Ключевые слова: креативные практики, машиностроение, импортозамещение, регион, Европейский Север

Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01841, https://rscf.ru/project/23-28-01841/.

Для цитирования: Креативные практики как активатор импортозамещения машиностроительной отрасли Европейского Севера в условиях санкций / С. Л. Иванов [и др.] // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 67–81. doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.005.

Список источников

  1. Симонин П. В., Литвин И. Ю., Череповская Н. А., Кузьмина А. А. Машиностроительная промышленность: стратегические приоритеты развития в условиях санкций // Уголь. 2023. № 2. С. 65–71. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-2-65-71.
  2. Куликова Е. А., Чуваков А. Б., Петровский А. Н. Автоматизация производственных процессов в машиностроении: Учебник и практикум. М.: Издательство «Юрайт», 2023. 252 с.
  3. Сметанникова Т. А. Промышленный дизайн в машиностроении // Материалы областного профильного семинара «Школа молодых ученых» по проблемам технических наук: Тезисы и доклады семинара. Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2022. С. 143–147.
  4. Загашвили В. С., Оболенский В. П., Портанский А. П., Фрумкин Б. Е. Зарубежный опыт импортозамещения // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 5. С. 5–19.
  5. Dahms H. From Creative Action to the Social Rationalization of the Economy: Joseph A. Schumpeter’s Social Theory // Sociological Theory. 1995. 13 (1). 1–
  6. Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. 1950. 5 (9). 444–
  7. Ahlin B., Drnovšek M., Hisrich R. D. Entrepreneurs’ creativity and firm innovation: the moderating role of entrepreneurial self-efficacy // Small Bus. Econ. 2014. 43. 101–117. doi:10.1007/s11187-013-9531-7
  8. Шевченко А. А. Креативные практики в рекреационном пространстве современного российского города // Гуманитарий Юга России. 2015. № 4. С. 292–
  9. Fiorida R. Cities and the Creative Class. Routledge, 2004. 208 p.
  10. Fiorida R. The flight of the creative class: The new global competition for talent // Liberal education. 2006. P. 22–
  11. Королева И. Б., Соколова И. Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием // Baikal research Journal. 2022. Т. 13, № 3. С. 1–15.
  12. Зуев С. Э., Васецкий А. А. Культурные индустрии в условиях глобализации // Управленческое консультирование. 2010. № 1. С. 76–89.
  13. Паршукова П. Н. Креативное потребление как специфическая практика современного человека: материалы Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 27–30 апреля 2021 г. [в рамках программы V Международного фестиваля дизайна «Красный проспект»] / Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова; составители: Г. Б. Паршукова, Е. А. Груздева. Новосибирск, 2021. С. 184–188.
  14. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2003. 320 с.
  15. Гавра Д. П., Байер Ю. П. Социальные типологии творческих практик // Управленческое консультирование. 2022. № 9. С. 125–133.
  16. Козьяков Р. В. Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 4. С. 117–126.
  17. Repenning A., Oechslen A. Creative digipreneurs: Artistic entrepreneurial practices in platform-mediated space // Digital Geography and Society. 4. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.diggeo.2023.100058.
  18. Баженов Д. В. Влияние санкций на дивиденды российских металлургических компаний // Инновации и инвестиции. 2022. № 7. С. 150–154.
  19. Ермоловская О. Ю., Липин Д. М. Анализ проблем и перспектив производства стали в России в условиях новых экономических вызовов // Самоуправление. 2022. № 5 (133). С. 360–364.
  20. Новикова Е. В., Евсеев А. В., Попов Ю. С., Довлетли К. О. Развитие фармацевтической и медицинской промышленности в РФ после санкций ЕС и США // Вестник Смоленской гос. медицинской академии. 2019. Т. 18, № 2. С. 209–215.
  21. Цветкова П. И., Дубова Ю. И. Импортозамещение в пищевой промышленности России в условиях санкций // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2021. № 3 (449). С. 258–264. DOI 10.47475/1994-2796-2021-10331.
  22. Ефремова Е. А. Санкции в аэрокосмической промышленности на сегодняшний день // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10, № 3 (24). С. 10–15.
  23. Мирзаханов Р. Н., Журавлева К. В. Развитие автотранспортной промышленности в условиях санкций // Вестник науки. 2022. Т. 2, № 6 (51). С. 106–115.
  24. Ларин С. Н., Соколов Н. А., Хрусталев О. Е. Развитие российской электронной промышленности: поиск конкурентных преимуществ в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 7 (89). С. 104–111.
  25. Савватеев Е. В., Гаджимирзоев Г. И., Федосьина А. В., Бураев Ф. В. Российская пищевая промышленность и сельское хозяйство в условиях санкций — пути решения проблем и дальнейшего развития // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 6 (88). С. 65–74.
  26. Волостнов Б. И. Инновационно-технологическое развитие России в условиях экономических санкций. Проблемы и механизмы импортозамещения // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2015. № 3. С. 4–29.
  27. Романова О. А., Карпова А. Е. Влияние санкций на экономику // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2022. № 1 (28). С. 74–77.
  28. Винокуров М. А. Экономические санкции запада против России и пути ликвидации их последствий // Экономика и управление. 2014. № 11 (109). С. 35–37.
  29. Празднов Г. С. Инновации в машиностроении: цель, проблемы, эффективность // Креативная экономика. 2017. Т. 11, № 12. С. 1389–1398. doi: 10.18334/ce.11.12.38649.
  30. Iglesiasa O., Landgrafb P., Indc N., Markovicd S., Koporcice N. Corporate brand identity co-creation in business-to-business contexts // Industrial Marketing Management. 2020. 85. 32– https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2019.09.008.
  31. Törmälä M., Gyrd-Jone R. I. Development of new B2B venture corporate brand identity: A narrative performance approach // Industrial Marketing Management. 65. 76–85. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2017.05.002.
  32. Ускова Т. В., Кувалин Д. Б., Лукин Е. В., Широкова Е. Ю., Зинченко Ю. В. Производственный сектор экономики Северо-Запада России: проблемы адаптации и перспективы функционирования в условиях санкций // Проблемы развития территории. 2022. Т.26, № 6. С. 7–28. DOI:10.15838/ptd.2022.6.122.1
  33. Afesorgbor S. K. The impact of economic sanctions on international trade: How do threatened sanctionscompare with imposed sanctions? // European Journal of Political Economy. 2019. 56. 11–
  34. Chen, Y. E., Fu, Q., Zhao, X., Yuan, X., & Chang, C. P. International sanctions’ impact on energyefficiency in target states // Economic Modelling. 2019. 82. 21–