СТРАТЕГИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ МОНОГОРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Научная статья

УДК 332.1

doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.004

Скачать статью 

Владимир Владимирович Дядик1, Алексей Валентинович Игумнов2, Алина Рональдовна Каньковская3,  Анна Борисовна Тесля3

1, 2Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия

3, 4Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

1v.dyadik@ksc.ru, ORCID 0000-0001-6004-9533

2avigumnov75@mail.ru, ORCID 0000-0002-9317-2228

3kankovskaya_ar@spbstu.ru, ORCID 0000-0002-9317-2228

4anntes@list.ru, ORCID 0000-0001-8395-6515

Аннотация. В статье рассмотрена проблематика формирования и развития цифровых компетенций населения  в условиях перехода к цифровой экономике на примере градообразующего предприятия монопрофильного поселения Арктической зоны РФ. Проблема влияния цифровых технологий на социально-экономические аспекты развития территорий изучена в настоящий момент недостаточно, вопросы формирования цифровых компетенций населения моногородов проработаны слабо и требуют дальнейшего изучения. Авторы считают важным рассмотреть вопросы формирования цифровых компетенций работников и цифровой культуры градообразующего предприятия  с учетом влияния региональных факторов, что чрезвычайно важно для разработки стратегии развития как отдельной корпорации, так и территории (моногорода). Цель исследования — оценить готовность руководителей, менеджеров и специалистов градообразующего предприятия монопрофильного поселения Арктической зоны РФ к внедрению цифровых процессов. Основной задачей стало выявление и систематизация предпочтений руководителей, менеджеров и специалистов градообразующего предприятия в отношении существующего и желательного уровней цифровизации бизнеса. Проведенный обзор научных источников подтвердил дифференциацию уровня сформированности региональной цифровой инфраструктуры, определяемую особенностями регионального развития, специфику трудовых ресурсов монопрофильного поселения и влияние градообразующего предприятия  на формирование цифровых компетенций. Для проведения исследования была разработана анкета, позволившая выявить предпочтения руководителей высшего и среднего звеньев градообразующего предприятия. В качестве базового процесса был выбран процесс электронного документооборота, так как именно с него чаще всего начинается цифровизация, вызывающая при этом неоднозначную оценку персонала, в том числе оппортунизм. Анализ распределения ответов выявил, в частности, наличие умеренной связи между стажем работы и предпочтением электронного документооборота; связь между стажем работы и готовностью повышать специальные компетенции при общем высоком уровне оценки необходимости постоянного развития и обучения. Полученные результаты позволили определить актуальные для предприятия направления развития цифровых компетенций персонала.

Ключевые слова: моногород, градообразующее предприятие, стратегия, Арктика, цифровые компетенции, цифровая среда, барьеры, коммуникации

Для цитирования: Стратегия градообразующего предприятия как фактор развития цифровых компетенций населения моногородов Арктической зоны / В. В. Дядик [и др.] // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 46–57. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.004.

Список источников

  1. Нахушева З. А., Ашинова И. В., Аликаева М. В. Построение функции влияние цифрового удара на социально-экономическую экосистему региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 6 (104). С. 214–221.
  2. Гир Ч. Цифровая контркультура // Гуманитарная информатика. 2004. № 1. С. 50–71.
  3. Harper, Vernon. «The digital divide (DD): A reconceptualization for educators». AACE Journal 11.1 (2003): 96-103.0, 12.
  4. Scheerder A., van Deursen A., Dijk J. Determinants of Internet skills, uses and outcomes. A systematic review of the second- and third-level digital divide. Telematics and Informatics Volume 34, Issue 8, December 2017, Pages 1607–1624. https://doi.org/10.1016/j.tele.2017.07.007.
  5. González, M. C., & Martín, S. C. (2018). Social educators: A study of digital competence from a gender differences perspective. Croatian Journal of Education, Vol 20, № Р. 11–42.
  6. Vázquez-Cano, E., Meneses, E. L., & García-Garzón, E. (2017). Differences in basic digital competences between male and female university students of Social Sciences in Spain. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2017, 14 (2).
  7. Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital Citizenship: The Internet, Society, and Participation. MIT Press, Cambridge, 2007.
  8. Harper V. 2003. The digital divide (DD): A reconceptualization for educators. AACE Journal. В 11 (1). p. 96.
  9. Scheerder A. et al. 2017. Determinants of Internet skills, uses and outcomes. A systematic review of the second- and third-level digital divide. Telematics and Informatics. B 34 (8). p. 1607.
  10. Fernandez-Pascual R. 2018. Communication of information in the digital age among social sciences students: Uncovering a synthetic indicator of performance. Journal of Information Management. B 70 (4). p. 326.
  11. Graham S. et al. 2015. Towards a study of information geographies: (im)mutable augmentations and a mapping of the geographies of information. Geo: Geography and Environment. B 2 (1). p. 88.
  12. Haffner J. Critical infrastructures, critical geographies: Towards a spatial theory of the digital divide. Chapter in the book: Theorizing Digital Divides. p. 103.
  13. Волкова Н. Н., Романюк Э. И. Развитие цифровой среды российских регионов // Проблемы развития территории. 2019. № 5 (103). С. 38–52.
  14. Оборин М. С. Цифровая среда как фактор повышения экономической безопасности региона // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7, №. 2. С. 83–91.
  15. Cruz-Jesus F. et al. 2016. The education-related digital divide: An analysis for the EU-28. Computers in Human Behavior. B 56. p. 72.
  16. Kozlov A., Kankovskaya A., Teslya A. Digital infrastructure as the factor of economic and industrial development: case of Arctic regions of Russian North-West // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing, 2020. Т. 539, № 1. С. 012061.
  17. Саввинов Ю. А., Корнилова А. Г. Развитие цифровых компетенций у обучающихся в арктических школах // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях. 2023. С. 180–185.
  18. Нечаева Л. А. Возможности электронного обучения в формировании межкультурной компетенции: опыт работы арктического университета (Норвегия, Тромсё) // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 2 (6). С. 123–133.
  19. Градусова В. Н., Липатова Л. Н., Строкан Е. В. Влияние пандемии COVID-19 на цифровизацию экономики арктических регионов России // Север и рынок: формирование экономического порядка. № 4. С. 142–156. doi:10.37614/2220-802X.4.2023.82.010.
  20. Ризов А. Д. Особенности трансформации социально-экономических процессов в монопродуктовом регионе: проблемы и пути их решения: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2014. 278 c.
  21. Тесля А. Б., Булачева Л. В. Формирование и развитие трудового потенциала Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2015. Т. 18, № 3. С. 537–546.
  22. Забайкин Ю. В. и др. Цифровая экономика: проблема образования в России // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 7 (54). С. 15–21.
  23. Троянская М. А., Тюрина Ю. Г. Мировая практика цифровизации в управлении моногородами // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 341–343.
  24. Секушина И. А. Цифровизация малых и средних городов Европейского Севера России: тенденции и перспективы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 6. С. 124–138.
  25. Угольникова О. Д. Цифровизация градообразующих предприятий и трансформация социальных процессов моногородов // Инновационные технологии и вопросы обеспечения безопасности реальной экономики, ITES-2022. СПб., 2022. С. 117.
  26. Ризов А. Д., Угольникова О. Д., Мордовец В. А. Промышленная политика в условиях цифровой трансформации /Инновационные технологии и вопросы обеспечения безопасности реальной экономики: сб. науч. тр. по итогам III Всероссийской научно-практической конференции / СПбГЭУ; редкол.: Г. В. Лепеш, О. Д. Угольникова, С. Ю. Александрова. СПб.: СПбГЭУ, 2021. С. 134–144.
  27. Лезина Т. А., Юркова А. Д. Анализ требований работодателей к цифровым компетенциям сотрудников // Российское предпринимательство. 2018. № 5. С. 1623–1632.
  28. Malterud, K., Siersma, V. D., Guassora, A. D. Sample Size in Qualitative Interview Studies: Guided by Information Power. Qualitative Health Research, 26 (13). (2016). https://doi.org/10.1177/1049732315617444.
  29. Kozlov A. et al. Comparative study of socio-economic barriers to development of digital competences during formation of human capital in Russian Arctic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing, 2019. Т. 302, № 1. С. 012125.
  30. Гаспарович Е. О., Трегубова А. А. Цифровые трансформации в управлении карьерой персонала // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 55–63.
  31. Kozlov A., Kankovskaya A., Teslya A. Digital infrastructure as the factor of innovative development of Arctic regions in framework of Industry 4.0 concept // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing, 2021. Т. 816, № 1. С. 012012.