СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Научная статья

УДК 336

doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.008

Скачать статью  

Татьяна Игоревна Барашева

Институт экономических проблем имен Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия, barasheva@iep.kolasc.net.ru, ORCID 0000-0002-1242-0884

 

Аннотация. Целью исследования является уточнение понятия категории «бюджетная безопасность» и обоснование подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности. Выполнен контент-анализ научных источников в данной области и систематизированы современные подходы к определению понятия «бюджетная безопасность». Дана его авторская трактовка, в которой раскрывается требование к выбору индикаторов для оценки региональной бюджетной безопасности, предусматривающее рассмотрение бюджетной безопасности  с позиции удовлетворения интересов участников финансово-распределительных отношений. В рамках подхода выделены группы участников (региональные органы власти, хозяйствующие субъекты и население) и определены их интересы. В разрезе представленных групп предлагается сформировать систему показателей, выступающих индикаторами функционирования действующей в регионе системы обеспечения бюджетной безопасности  и отражающих степень удовлетворения их интересов. Выполнен сравнительный анализ сбалансированности интересов участников по результатам проведения бюджетной политики и бюджетного процесса в регионах Арктической зоны РФ, проанализированы тенденции их экономического взаимодействия в условиях глобальной нестабильности. Обнаружена уязвимость системы обеспечения бюджетной безопасности, проявившаяся в ущемлении интересов участников распределительных отношений. Изменение конъюнктуры финансового рынка и цен на ресурсы привело к снижению финансовых результатов компаний и сокращению регионального продукта, перераспределяемого через бюджеты, что отразилось на ухудшении благосостояния регионов и населения. Для урегулирования ситуации необходимо активизировать инвестиционную деятельность и развитие бизнеса в регионах, оптимизировать систему бюджетно-налогового регулирования, что в итоге будет способствовать росту доходов бюджетов и населения. Динамика названных показателей должна отслеживаться в том числе и в долларовом эквиваленте, который свидетельствует о реальной «ценности» благосостояния участников распределительных отношений в общемировом масштабе. Дальнейшие исследования автора будут сосредоточены на выборе конкретных индикаторов и их пороговых значениях для оценки состояния бюджетной безопасности в регионах Арктической зоны РФ.

Ключевые слова: бюджетная безопасность, регионы Арктической зоны РФ, участники финансово-распределительных отношений, сбалансированность интересов участников

Для цитирования: Барашева Т. И. Сбалансированность интересов участников распределительных отношений  в контексте обеспечения региональной бюджетной безопасности // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 100–115. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.008.

Список источников

  1. Жилкина Ю. В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций // Вестник ТОГУ. 2018. № 3 (50). С. 33–42.
  2. Крапивин Д. С. Управление основными фондами в контексте обеспечения финансовой безопасности регионов Севера и Арктики Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 49–59. DOI: 10.37614/2220-802X.4.2023.82.004.
  3. Чапаргина А. Н. Финансово-инвестиционный потенциал населения северных и арктических регионов Российской Федерации: оценка, реализация и механизмы наращивания // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. Т. 25, № 3 (77). С. 87–103. DOI: 10.37614/2220-802X.3.2022.77.006.
  4. Яшина Н. И., Макарова С. Д. Методические аспекты определения бюджетной безопасности регионов в условиях волатильности экономики // Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4, № 2. С. 25–32.
  5. Егоркина Т. А. Бюджетная безопасность государства, её эффективность и факторы формирования // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов. Международная конференция, Севастополь, 26–30 апреля 2018 года. Севастополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2018. С. 502–505.
  6. Слесаренко Е. В., Шевелева О. Б. К вопросу о понятии и критериях оценки уровня безопасности налогово-бюджетной сферы региона // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 6 (79). С. 258–267. DOI 10.21295/2223-5639-2019-6-258-267.
  7. Долматова Н. Г. Правовая характеристика бюджетной системы как объекта бюджетной безопасности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2017. Т. 7, № 2 (23). С. 56–62.
  8. Никулина Е. В., Чистникова И. В., Орлова А. В. Исследование бюджетно-налоговой безопасности региона // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. 2014. № 5. С. 152–155.
  9. Ускова Т. В., Копасова С. С. Бюджетная безопасность региона в контексте устойчивого развития // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 4 (44). С. 24–33.
  10. Власенко Е. О. Оценка финансово-бюджетной безопасности региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 3 (149). С. 155–158.
  11. Жигунова А. В., Юнусов З. Э. Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности региона: сборник трудов конференции // Перспективы социально-экономического развития России: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 21 февр. 2020 г.) / редкол.: В. П. Комоедов [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 48–52. ISBN 978-5-907313-14-9. DOI 10.31483/r-74874.
  12. Минаков А. В. Иностранный опыт управления налогово-бюджетной безопасностью и возможности его использования в России // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 12. С. 67–72.
  13. Галухин А. В. Бюджетная безопасность государства как условие для экономического роста // Проблемы развития территории. 2016. № 4 (84). С. 89–108.
  14. Кораблева А. А., Карпов В. В. Оценка финансовой системы региона с помощью индикаторов экономической безопасности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (36). С. 158–165. DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.36.158.
  15. Fujing, Y. (2007). Financial Opening and Financial Security. Chinese Journal of International Politics, 1 (4), p. 559–587. URL: https://academic.oup.com/cjip/article-abstract/1/4/559/348140?redirectedFrom=fulltext.
  16. Leiteritz, R. J. (2001). Sovereignty, Developing Countries and International Financial Institutions: A Reply to David Williams. Review of International Studies, 27 (3), p. 435–440. URL: https://www.jstor.org/stable/20097744?seq=1.
  17. Liu, H. (2016). On the Theory of Financial Sovereignty and the Proactive Financial Security Strategy. Journal of Chinese Economics, 4 (1), p. 1–10. URL: http://journals.sfu.ca/nwchp/index.php/journal.
  18. Mykolas Romeris. Financial Security Assessment in the European Union Countries Proceedings of the 15th Prof. Vladas Gronskas International Scientific Conference Kaunas: Vilnius University Kaunas Faculty. URL: https://cris.mruni.eu/server/api/core/bitstreams/18850ca1-e9e6-464d-a965-dbde78e789b8/content.
  19. Stasytytė V. (2015). Conceptualization of financial system sustainability // Journal of Security & Sustainability Issues. Vol. 4, № 4, pр. 391–402. DOI: 10.9770/jssi.2015.4.3(7).
  20. Constancio V. (2014). The European crisis and the role of the financial system // Journal of Macroeconomics. 39, pр. 250–259. DOI: 10.1016/j.jmacro.2013.08.009.
  21. Shkolnyk, I., Kozmenko, S., Polach, J., & Wolanin, E. (2020). State Financial Security: Comprehensive Analysis of Its Impact Factors. Journal of International Studies, 13 (2), p. 291–309. DOI:10.14254/2071-8330.2020/13-2/20.
  22. Бикметова З. М. Методика оценки бюджетной безопасности региона как составляющей экономической безопасности (на примере Приволжского федерального округа Российской Федерации) // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10, № 5. С. 1509–1520. DOI: 10.18334/epp.10.5.102144.
  23. Шахова Г. Я., Маненок П. Л. Разработка пороговых значений бюджетных индикаторов с учетом мировой практики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 15. С. 15–30.
  24. Наумов И. В., Никулина Н. Л. Пространственный анализ трансформации бюджетной самостоятельности и безопасности региональных систем // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 3. С. 1042–1056. DOI:10.17059/ ekon.reg.2021-3-23.
  25. Алифанова Е. Н., Евлахова Ю. С. Сравнительный анализ методологических подходов к индикативной оценке национальной финансовой безопасности // Финансовые исследования. 2016. № 3 (52). С. 8–16.
  26. Татаркин А. И., Куклин А. А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. 2014. № 2. С. 25–39.
  27. Зенченко С. В., Лошаков К. В. Обеспечение финансовой безопасности как основы региональной экономической стратегии // III Арригиевские чтения по теме: «Путь России в будущий мировой порядок»: Материалы международной научно-практической конференции. 2020. Т. 2. С. 254–262.
  28. Ткачева Т. Ю. Современные тенденции формирования бюджетно-налоговой безопасности региона // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 2 (47). С. 55–61.
  29. Илышева Н. Н., Каранина Е. В., Кызьюров М. С. Диагностика угроз финансово-бюджетной безопасности региона // Экономика региона. 2021. Т. 17, № 4. С. 1361–1375. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-22.
  30. Новоселов А. С., Фалеев А. В. Стратегическое планирование как основа долгосрочного развития региональной экономики (на материалах Новосибирской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 3 (59). С. 13.
  31. Муниципальные образования северных регионов Российской Федерации в период пандемии: результаты социологического опроса и статистических исследований / Г. В. Кобылинская, С. В. Федосеев, Д. Л. Кондратович, Т. И. Барашева; Министерство Науки и Высшего Образования Российской Федерации; Федеральный Исследовательский Центр «Кольский Научный Центр Российской Академии Наук»; Институт Экономических Проблем им. Г. П. Лузина. Апатиты: Кольский научный центр Российской академии наук, 2023. 113 с. ISBN 978-5-91137-478-5. DOI: 10.37614/978.5.91137.478.5.