Научная статья
УДК 332.1; 338.47
doi:10.37614/2220-802X.3.2024.85.012
Наталья Александровна Серова1, Валентина Анатольевна Серова2
1, 2Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия
1ORCID 0000-0001-8064-1251
Аннотация. Реализация задач государственной политики по формированию единой национальной опорной транспортной сети определяет актуальность исследования пространственной организации транспортной инфраструктуры, включающего оценку транспортной освоенности (обеспеченности) отдельных регионов страны. Одним из них является уникальный по своим характеристикам макрорегион — Арктическая зона Российской Федерации. Цель данного исследования заключалась в определении межрегиональных различий в развитии инфраструктуры наземного транспорта арктических регионов страны и уровне транспортной обеспеченности текущего и потенциального спроса на перевозку грузов в Арктике в допандемийный период. Проведен ретроспективный анализ динамики изменения протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и эксплуатационной длины железнодорожной сети арктических регионов и уровня их транспортной обеспеченности. Временной диапазон исследования составил 2000–2020 гг. В качестве ключевых индикаторов транспортной обеспеченности использовались нелинейные параметры оценки: коэффициенты Энгеля, Успенского и Василевского. Научная новизна работы заключается в выявлении основных тенденций и закономерностей развития наземной транспортной инфраструктуры в регионах российской Арктики, а также уровня их транспортной обеспеченности в допандемийный период. Результаты исследования подтвердили сохраняющиеся территориальные диспропорции в развитии наземной транспортной инфраструктуры и межрегиональную дифференциацию в темпах и масштабах строительства новых автомобильных и железных дорог в Арктике. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы органами государственной власти при подготовке территориальных стратегий и программ арктических регионов по развитию транспортной инфраструктуры, а также в качестве учебных материалов при обучении государственных и муниципальных служащих. Дальнейшие исследования авторов будут сосредоточены на изучении тенденций и особенностей развития наземного транспорта в современных геополитических условиях с целью оценки эффективности реализации задач государственной политики по формированию опорной транспортной сети в Арктике в кризисный период.
Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, транспортная обеспеченность, Арктическая зона РФ, коэффициент Энгеля, коэффициент Успенского, коэффициент Василевского
Благодарности: исследование выполнено в рамках государственного задания по теме FMEZ-2023-0006 «Трансформация социально-экономического пространства российского Севера и Арктики: фундаментальные закономерности, новые вызовы, обеспечение развития».
Для цитирования: Серова Н. А., Серова В. А. Основные тенденции развития инфраструктуры наземного транспорта в регионах российской Арктики в допандемийный период // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 183–197. doi:10.37614/2220-802X.3.2024.85.012.
Список источников
- Ускова Т. В. Транспортная инфраструктура как фактор развития территорий и связанности экономического пространства // Проблемы развития территории. Т. 25, № 3. С. 7–22. https://doi.org/10.15838/ptd.2021.3.113.1.
- Серова Н. А., Серова В. А. Транспортная инфраструктура российской Арктики: специфика функционирования и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 2021. № 2 (185). С. 142–151. https://doi.org/:147711/0868-6351-185-142-151.
- Серова Н. А., Серова В. А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики // Арктика и Север. 2019. № 36. С. 42–56. https://doi.org/17238/issn2221- 2698.2019.36.42.
- Агарков С. А. На пути к устойчивому развитию энергоресурсного потенциала Российской Арктики: геоэкономическое измерение (проблемы, тенденции, решения) // Вопросы инновационной экономики. Т. 13, № 3. С. 1339–1364. https://doi.org/10.18334/vinec.13.3.119173.
- Погосян М. А., Стрелец Д. Ю., Владимирова В. Г. Связанность территории Российской Федерации: от постановки комплексных задач к формированию комплексных научно-технических проектов // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89, № 5. С. 489–495.
- Alotaibi S., Quddus M., Morton C., Imprialou M. Transport investment, railway accessibility and their dynamic impacts on regional economic growth // Research in Transportation Business & Management. Vol. 43. https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2021.100702.
- Deng T. Impacts of Transport Infrastructure on Productivity and Economic Growth: Recent Advances and Research Challenges // Transport Reviews. 2013. Vol. 33(6). P. 686– https://doi.org/10.1080/01441647.2013.851745.
- Yousif G. The Impact of Transportation Infrastructure on Economic Growth: Empirical Evidence from Saudi Arabia // Journal of Economics, Management and Trade. 2019. Vol. 23 (4). 1–13. https://doi.org/10.9734/jemt/2019/v23i430138.
- Syadullah M., Setyawan D. The Impact of Infrastructure Spending on Economic Growth: A Case Study of Indonesia // Communications — Scientific letters of the University of Zilina. 2021. Vol. 23 (3). P. A184–A192. https://doi.org/26552/com.C.2021.3.A184-A192.
- Zhang Y., Cheng L. The role of transport infrastructure in economic growth: Empirical evidence in the UK // Transport Policy. 2023. Vol. 133 (4). 223–233. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2023.01.017.
- Venkataram P., Flynn J., Bhuiya M., Barajas J., Handy S. Framing availability and usability of transportation for people with disabilities // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2023. Vol. 22. 100961. https://doi.org/10.1016/j.trip.2023.100961.
- Kussl S., Wald A. Smart Mobility and its Implications for Road Infrastructure Provision: A Systematic Literature Review // 2023. Vol. 15 (1). 210. https://doi.org/10.3390/su15010210.
- Şahan D., Tuna O. Trade Benefits of Transport Network Expansion Policy in Türkiye // Fiscaoeconomia. Vol. 7 (2). P. 1005–1027. https://doi.org/10.25295/fsecon.1216970.
- Dehghan Z., Safaie S. Do transport infrastructure spillovers matter for economic growth? Evidence on road and railway transport infrastructure in Iranian provinces // Regional Science Policy & Practice. 2018. Vol. 10 (2). 49–63. https://doi.org/10.1111/rsp3.12114.
- Wu C., Zhang N., Xu L. Travelers on the Railway: An Economic Growth Model of the Effects of Railway Transportation Infrastructure on Consumption and Sustainable Economic Growth // Sustainability. 2021. Vol. 13 (12). 6863. https://doi.org/3390/su13126863.
- Mattson J., Brooks J., Godavarthy R., Quadrifoglio L., Jain J., Simek C., Sener I. Transportation, community quality of life, and life satisfaction in metro and non-metro areas of the United States // Wellbeing, Space and Society. 2021. Vol. 2. 100056. https://doi.org/10.1016/j.wss.2021.100056.
- Васильева О. В. Измерение качества жизни населения: субъективный и объективный подходы // Векторы благополучия: экономика и социум. 2021. № 4 (43). С. 65–80. https://doi.org/18799/26584956/2021/4(43)/1127.
- De Vos J. Analysing the effect of trip satisfaction on satisfaction with the leisure activity at the destination of the trip, in relationship with life satisfaction // Transportation. 2019. Vol. 46. P. 623–645. https://doi.org/10.1007/s11116-017-9812-0.
- Friman M., Gärling T., Ettema D., Olsson L. How does travel affect emotional well-being and life satisfaction? // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2017. V 106. P. 170–180. https://doi.org/10.1016/j.tra.2017.09.024.
- Lättman K., Olsson L., Friman M., Fujii S. Perceived Accessibility, Satisfaction with Daily Travel, and Life Satisfaction among the Elderly // International Journal of Environmental Research and Public Health. Vol. 16 (22). 4498. https://doi.org/10.3390/ijerph16224498.
- Delbosc A. The role of well-being in transport policy // Transport Policy. 2012. Vol. 23. P. 25– https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2012.06.005.
- Stanley J. K., Hensher D. A., Stanley J. R., Vella-Brodrick D. Mobility, social exclusion and well-being: Exploring the links // Transportation Research. 2011. Vol. 45. P. 789–801. https://doi.org/1016/j.tra.2011.06.007.
- Metz D. Mobility of older people and their quality of life // Transport Policy. 2000. Vol. 7 (2). P. 149–152. https://doi.org/11016/S0967-070X(00)00004-4.
- Freund , Bayne A., Beck L., Siegfried A., Warren J., Nadel T., Natarajan A. Characteristics of ride share services for older adults in the United States // Journal of Safety Research. 2020. Vol. 72. P. 9–19. https://doi.org/10.1016/j.jsr.2019.12.008.
- Gössling , Freytag T., Humpe A., Scuttari A. Keeping older people mobile: Autonomous transport services in rural areas // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2023. Vol. 18. 100778. https://doi.org/10.1016/j.trip.2023.100778.
- Саргина А. В., Седова Н. В. Оценка транспортной обеспеченности Уральского федерального округа // Региональная экономика. Юг России. 2023. Т. 11, № 2. С. 128–136. https://doi.org/10.15688/re.volsu.2023.2.12.
- Бережная Л. Ю. К вопросу о применении коэффициента обеспеченности регионов транспортной инфраструктурой (на примере ПФО) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 39–42.
- Лебедева Н. А. Оценка транспортной обеспеченности Северо-Западного федерального округа // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 2. С. 47–54. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2021-14-2-47-54
- Береснев А. Е., Морачевская К. А., Шендрик А. В. Оценка обеспеченности транспортной сетью районов Красноярского края // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2017. Т. 3 (69), № 3–1. С. 12–22.
- Федорова А. С., Саввинова А. Н., Захаров М. И. Оценка обеспеченности транспортной сетью районов республики Саха (Якутия) // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2022. Т. 28, № 1. С. 105–114. https://doi.org/35595/2414-9179-2022-1-28-105-114.
- Делахова А. М. Методический подход к оценке транспортной доступности территорий северного региона // Теоретическая и прикладная экономика. 2023. № 2. С. 11–27. https://doi.org/25136/2409-8647.2023.2.39462.
- Радченко Д. М., Пономарев Ю. Ю. О способах измерения степени развития транспортной инфраструктуры // Пространственная экономика. 2019. Т. 15, № 2. С. 37–74. https://doi.org/14530/se.2019.2.037-074.
- Лавриненко П. А., Ромашина А. А., Степанов П. С., Чистяков П. А. Транспортная доступность как индикатор развития региона // Проблемы прогнозирования. 2019. № 6 (177). С. 136–146.
- Социальная устойчивость регионов российского Севера и Арктики: оценка и пути достижения. Апатиты: КНЦ РАН, 2018. 169 с. https://doi.org/25702/KSC.978-5-91137-384-9.
- Торопушина Е. Е. Методические подходы к оценке уровня развития социальной инфраструктуры регионов Севера и Арктики России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 4 (60). С. 101–111. https://doi.org/10.25702/KSC.2220-802X.4.2018.60.101-111.
- Чернышев А. А. Анализ взаимосвязи экономического развития регионов и показателей их обеспеченности железнодорожной инфраструктурой // Транспортное дело России. 2017. № 2. С. 141–143.
- Корчак Е. А. Долгосрочная динамика социального пространства арктических территорий России // Арктика и Север. 2020. № 38. С. 121–139. https://doi.org/37482/issn2221-2698.2020.38.121.
- Филина В. Н. Транспортное обеспечение арктических территорий // Проблемы развития территории. 2021. № 25 (2). С. 24–43.
- Cерова Н. А., Гутов С. В. Ключевые тенденции развития инвестиционных процессов в Арктической зоне РФ в 2008–2017 гг. // Арктика и Север. 2019. № 34. С. 77–89. https://doi.org/10/17238/issn2221-2698.2019.34.7.
- Серова Н. А., Скуфьина Т. П. Анализ структурного развития промышленного производства в регионах российской Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. Т. 26, № 1 (79). С. 108–119.https://doi.org/37614/2220-802X.1.2023.79.007.
- Васильев В. В. Структурные изменения в экономике зоны Севера в современный период // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 4 (74). С. 56–70. https://doi.org/37614/2220-802X.4.2021.74.005.