СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ:  РЕЗУЛЬТАТЫ ОПТИМИЗАЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

Научная статья

УДК 332.1, 37

doi:10.37614/2220-802X.4.2024.86.009

Скачать статью

Екатерина Евгеньевна Торопушина

Институт экономических проблем имени Г.П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия, wranka@rambler.ru, ORCID ID 0000-0002-5263-2902

Аннотация. Образование является базисом общественного развития, лежит в основе улучшения качества жизни людей, призвано помочь построить устойчивое сообщество, предоставляя необходимые услуги, улучшая территориальную сплочённость и социальную интеграцию, обеспечивая формирование и эффективное использование человеческого и социального капитала, стимулируя экономическое развитие, закладывая основу  для увеличения доходов и возможностей трудоустройства, повышая конкурентоспособность и производительность. Доступ к качественному начальному образованию в месте непосредственного проживания, справедливые возможности в профессиональном обучении и получении высшего образования являются основой для устойчивого развития арктических территорий. Данное исследование вносит вклад в научный дискурс по проблеме развития кадрово-инфраструктурных ресурсов образования в АЗРФ и является продолжением цикла публикаций автора, посвящённого социальной инфраструктуре Арктики. Цель статьи заключается в исследовании изменения кадрово-инфраструктурной обеспеченности системы образования АЗРФ за два последних десятилетия и в определении направлений дальнейшего развития этой сферы. Были использованы методы контент-, логического и сравнительного анализа. Исследование показало, что в последние годы в сфере образования АЗРФ проходила оптимизация за счёт объединения и закрытия организаций, сокращения численности работников, в результате образовательное пространство стало ещё более поляризованным. Для решения существующих проблем необходимо совершенствование политики в этой сфере, обеспечение доступа к качественному базовому образованию не только в городах, но и в малонаселённых районах Арктики, значительное расширение возможностей профессионального обучения непосредственно в арктических регионах, систематизация уже реализуемых инициатив и их взаимоувязка  с новыми проектами и программами в образовании. Практическая значимость исследования заключается  в возможности применения полученных результатов в практике государственного управления развитием системы образования АЗРФ. Дальнейшее изучение данного направления видится в углублённом изучении зарубежной практики развития образования, исследованиях оплаты труда, платного сектора, качественного наполнения образовательных программ.

Ключевые слова: система образования, кадрово-инфраструктурная обеспеченность, оптимизация, Арктика, Арктическая зона Российской Федерации

Благодарности: статья подготовлена в рамках государственного задания Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» в части проведения НИР Института экономических проблем имени Г.П. Лузина по теме «Научные основы управления социальным развитием регионов российской Арктики  в условиях новых глобальных вызовов» (гос. рег. № 123012500053-2).

Для цитирования: Торопушина Е. Е. Система образования в российской Арктике: результаты оптимизации  и приоритеты развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129–149. doi:10.37614/2220-802X.4.2024.86.009.

Список источников

  1. Социально-экономическая проблематика Российской Арктики в исследованиях институтов Российской академии наук: история, современность, перспективы / под общ. ред. акад. РАН Б. Н. Порфирьева. М.: Научный консультант, 2018. 802 с.
  2. Воронина Л. В., Григорищин А. В., Яхяев Д. Б. Оценка влияния факторов на инфраструктуру образования в Арктической зоне Северного макрорегиона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16, № 4. С. 153–167. DOI:10.15838/esc.2023.4.88.8.
  3. White S. C., Ellison M. A. Wellbeing, livelihoods and resources in social practice // Wellbeing in Developing Countries: New Approaches and Research Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 157–
  4. Design for social sustainability. A framework for creating thriving new communities / S. Woodcraft [et al.]. London: Young Foundation, 2012.
  5. Yu C.-P., Cole S. T., Chancellor Ch. Assessing Community Quality of Life in the Context of Tourism Development // Applied Research Quality Life. 2016. Nо. 11 (1). Р. 147–162. DOI:10.1007/s11482-014-9359-6.
  6. Yonk R. M., Reilly S. Citizen Involvement & Quality of Life: Exit, Voice and Loyalty in a Time of Direct Democracy // Applied Research Quality Life. 2012. Nо. 7 (1). Р. 1– DOI:10.1007/s11482-011-9142-x.
  7. Regional Social Infrastructure Management in the System of Tools Used for Improving the Quality of Life for Regional Population / V. S. Antonyuka [et al.] // R-Economy. 2015. Nо. 1 (3). Р. 395–407. DOI:10.15826/recon.2015.3.003.
  8. Arctic Human Development Report: Regional Processes and Global Linkages / Nordic Council of Ministers. Copenhagen, 2015. DOI:10.6027/TN2014-567.
  9. Лексин В. Н., Порфирьев Б. Н. Состояние и задачи государственного управления социально-экономическим развитием российской Арктики: правовой аспект // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 114–138.
  10. Торопушина Е. Е. Социальная инфраструктура арктических регионов // ЭКО. 2009. № 8 (422). С. 120–135.
  11. Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. Российская Арктика: К новому пониманию процессов освоения. М.: ЛЕНАНД, 2018. С. 277–283.
  12. Торопушина Е. Е. Тенденции развития социальной инфраструктуры в регионах Арктики России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 4 (41). С. 78a-84.
  13. Five Basic Cornerstones of Sustainability Education in the Arctic / K. Määttä [et al.] // Sustainability. Nо. 12. Р. 1431. https://doi.org/10.3390/su12041431.
  14. Холмберг Л. Образование, экономический рост и взаимодействие в Арктике // Культура. Наука. Производство. № 1. С. 8–10.
  15. Keskitalo P., Määttä K., Uusiautti S. Sámi Education. Frankfurt am Main: Peter Lang. 193 p.
  16. Jónsdóttir Þ. Education and indigenous knowledge in the Arctic / University of Akureyri, 2012. 56 p. URL: https://skemman.is/bitstream/1946/12164/1/B.A.%20Education%20and%20indigenous%20knowledge%20in%20the%20Arctic.pdf (аccessed08.2024).
  17. Давыденко В., Колчинская Е., Яковлева П. Доступность образования для коренных малочисленных народов Севера // Образовательная политика. 2022. № 3 (91). С. 34–48. DOI:10.22394/2078-838X-2022-3-34-48.
  18. Nilsson A. E., Larsen J. N. Making regional sense of global sustainable development indicators for the Arctic // Sustainability. 2020. Nо. 12. Р. 1027. DOI:10.3390/su12031027.
  19. Uusiautti S., Happo I., Määttä K. Challenges and Strengths of Early Childhood Education in Sparsely Populated Small Provinces the Case of Lapland, Finland // J. Education, Society and Behavioural Science. 2014. Nо. 4 (5). Р. 562–572. https://doi.org/10.9734/BJESBS/2014/7753.
  20. Fabbi N. Nunavik: Inuit-Controlled Education in the Arctic Quebec // American Review of Canadian Studies. 2005. Vol. 35, nо. Р. 761–763.
  21. Григорищин А. В. Социальная инфраструктура как основа качества жизни населения в Арктике // Друкеровский вестник. 2023. № 5 (55). С. 186–193. DOI:10.17213/2312-6469-2023-5-186-193.
  22. Grum B., Kobal Grum D. Concepts of social sustainability based on social infrastructure and quality of life // Facilities. 2020. Vol. 38, nо. 11/12. Р. 783-800. DOI:1108/F-04-2020-0042.
  23. Development of social infrastructure in the management practice of local authorities: rends and factors / V. Frolova [et аl.] // Intern. J. Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, nо. 15. Р. 7421–7430.
  24. The impact of migration process on the national security system of Russia / M. Vinogradova [et а] // Mediterranean J. Social Sciences. 2015. Vol. 6, nо. 3. Р. 161–168.
  25. Российская Арктика: современная парадигма развития / А. И. Татаркин [и др.]. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 413.