НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ

Научная статья

УДК 338.28; 332.1

doi:10.37614/2220-802X.1.2025.87.003

Скачать статью

 Елена Петровна Воронина

Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук,  Москва, Россия, vep73@rambler.ru, ORCID 0000-0002-0384-5960

Аннотация. В научной статье исследуются аспекты реализации региональных проектов субъектов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в рамках национальных проектов, которые для регионов российской Арктики имеют особо актуальное значение, что в значительной степени связано с противоречивостью тенденций их социально-экономического развития. Цель работы заключается в анализе особенностей осуществления указанных проектов  в арктических регионах РФ и их влияния на повышение человеческого потенциала и повышение качества и уровня жизни населения АЗРФ. Был проведен сравнительный анализ структуры, финансового обеспечения и исполнения региональных проектов, который показал, что приоритетные и значимые проекты имеют преимущественно социальную направленность. На основе статистического анализа выделены ключевые тенденции социально-демографического развития в контексте реализации приоритетных региональных проектов. Выявлено, что  проекты являются стабилизирующим инструментом государственной политики, создающим предпосылки  к социоориентированному экономическому развитию. Национальные проекты позволяют сконцентрировать усилия федеральных и региональных органов власти на конкретных задачах для устранения негативных процессов.  В заключении сформулированы выводы относительно актуальности реализации региональных проектов в рамках нацпроектов, которые способствуют мультипликационному и синергетическому эффекту и являются драйверами сбалансированного социально-экономического развития. Результаты исследования имеют практическую значимость и применимость для своевременной корректировки реализуемых мер в рамках региональных проектов в условиях оптимального соотношения между объемами финансирования и планируемыми результатами, эффективности использования имеющихся ресурсов с целью внедрения результативно-ориентированной модели управления. Дальнейшая реализация национальных проектов в стране определяет перспективность будущих исследований  по данному направлению.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, национальный проект, региональный проект, социоориентированное экономическое развитие, качество и уровень жизни, региональная политика

Для цитирования: Воронина Е. П. Национальные проекты в Арктической зоне Российской Федерации в контексте обеспечения сбалансированного социально-экономического развития арктических регионов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 44–61. doi:10.37614/2220-802X.1.2025.87.003.

Список источников

  1. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 1. С. 37–53.
  2. Гагиев Н. Н., Гончаренко Л. П., Сыбачин С. А., Шестакова А. А. Национальные проекты в Арктической зоне Российской Федерации // Арктика и Север. 2020. № 41. С. 113–129. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.41.113.
  3. Brunet M., Choinière O. Governance Framework Trajectory for Major Public Projects: The Case of Canada // Project Management Journal. 2024. pp. 87569728241251710. doi: 10.1177/87569728241251710.
  4. Минакир П. А., Прокапало О. М. Национальные проекты на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы развития // Регионалистика. 2021. Т. 8, № 1. С. 39–55. http://dx.doi.org/10.14530/reg.2021.1.39.
  5. Freedman M., McGavock T. Low-Income Housing Development, Poverty Concentration, and Neighborhood Inequality // Journal of Policy Analysis and Management. 2015 34, № 4. P. 805–834. https://doi.org/10.1002/pam.21856.
  6. Samset K. F. et al. Governance schemes for major public investment projects: A comparative study of principles and practices in six countries. Concept rapport. 2016. 47. 132 p.
  7. Muller R. Governance and governmentality in projects. Routledge, 2016. 63
  8. Татаркин А. И. Пространственное развитие региональных и территориальных экономических систем с использованием программно-проектных подходов // Проблемы экономики. 2012. № 3. С. 71–80.
  9. Волоцков А. А. Новые национальные проекты: взгляд в будущее // Региональная экономика. Юг России. 2023. Т. 11, № 4. С. 17–27. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2023.4.2.
  10. Копытова Е. Д., Пахнина С. Ю. Опыт проектного управления социально-экономическими процессами на муниципальном уровне власти // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023 Т. 16, № 3. С. 159–182. DOI: 10.15838/esc.2023.3.87.8.
  11. Müller R., Zhai L., Wang A. Governance and governmentality in projects: Profiles and relationships with success // International journal of project management. 2017. 35, № 3. P. 378–392. http://dx.doi.org/10.1016/j.ijproman.2017.01.007.
  12. Brunet M. Governance-as-practice for major public infrastructure projects: A case of multilevel project governing // International journal of project management. 2019. 37, № 2. P. 283–297. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2018.02.007.
  13. Riadi A. S. E. The Importance of Program Evaluation in Overseeing the Successful Achievement of the National Development Agenda // Riwayat: Educational Journal of History and Humanities. 2023. Vol. 6, № 4. P. 3120–3125.
  14. Лексин В. Н., Порфирьев Б. Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6, № 4–1 (24). С. 10–
  15. Marshall P., Chenok D., Wholey J. Improving Program Management in the Federal Government. A White Paper by a Panel of the National Academy of Public Administration. 2015. 32 p.
  16. Gasik S. National public projects implementation systems: How to improve public projects delivery from the country level // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 226. P. 351–357.
  17. Ильченко С. В. Национальные проекты как инструмент реализации целей национального развития России // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях. 2021. С. 374–
  18. Фаузер В. В., Смирнов А. В., Фаузер Г. Н. Демографическая динамика и трансформация системы расселения на Севере России в координатах переписи населения 2021 года // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 64–79. https://doi:10.37614/2220-802X.1.2023.79.004.
  19. Корчак Е. А. Уровень жизни в регионах Севера России: статистический анализ // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 137–151. doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.010.
  20. Торопушина Е. Е. Здравоохранение российской Арктики: уроки пандемии COVID-19, результаты оптимизации, приоритеты развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 117–132. doi:10.37614/2220-802X.2.2023.80.008.
  21. Кондратович Д. Л. Реализация национальных проектов как фактор обеспечения благоприятных условий для саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 188–197. doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.014.
  22. Корчак Е. А., Скуфьина Т. П. Проблемы и перспективы социального благополучия арктических ресурсодобывающих городов России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 1 (67). С. 18–28. DOI: 10.37614/2220-802X.1.2020.67.002.
  23. Емельянова Е. Е., Чапаргина А. Н. Состояние и специфика рынка жилья арктических регионов РФ // Арктика и Север. 2020. № 40. С. 26–46. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.40.26.
  24. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России — 2023 год: [Ежегодник]. Вып. 2 (203) / В. Н. Бобков, А. А. Гулюгина, Е. В. Одинцова [и др.]; отв. ред. В. Н. Бобков, А.А. Гулюгина. М.: ИЭ РАН, 2024. 182 с.
  25. Строкан Е. В., Липатова Л. Н., Градусова В. Н. Существенное повышение уровня жизни населения арктических регионов — необходимое условие обеспечения национальной безопасности России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 152–169. doi:10.37614/2220-802X.1.2024.83.011.