СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ — ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РЕЛЯЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Научная статья

УДК 338.1

doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.002

 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ — ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РЕЛЯЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Валерий Александрович Левенцов

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, va@leventsov.ru, ORCID 0000-0002-5282-7208

Аннотация. Производство минеральных удобрений является приоритетным направлением развития химической промышленности Российской Федерации. Важное значение изучения состояния и перспектив предприятий — производителей минеральных удобрений для развития Арктической зоны Российской Федерации обусловлено высокой зависимостью экономики одного из самых северных регионов нашей страны (Мурманской области) от предприятий данной отрасли. В частности, в Мурманской области осуществляют свою деятельность Кировский филиал АО «Апатит» (компания «ФосАгро»), Ковдорский ГОК (компания «ЕвроХим») и АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» (дочерняя компания ПАО «Акрон»), которые делают значительные отчисления в региональный бюджет Мурманской области, а также в бюджеты муниципальных образований, создают рабочие места, вносят значительный вклад в развитие городов присутствия. Российские компании-производители в своей деятельности преимущественно ориентированы на внешний рынок, что обусловлено превышением предложения над спросом и отсутствием использования минеральных удобрений на 39 % российских посевных площадей. К основным производителям минеральных удобрений в России на данный момент относят: «ФосАгро», «Акрон», «ЕвроХим», «Уралхим» и «Уралкалий». Единственной компанией, заявляющей о приоритете отечественного рынка, является «ФосАгро». Анализ годовых отчетов крупнейших российских производителей минеральных удобрений говорит об их стремлении расширить географию поставок. На внутреннем рынке наблюдается положительная динамика потребления минеральных удобрений, которую связывают с высокими ценами на сельскохозяйственную продукцию, а также с проводимой государственной политикой по субсидированию предприятий агропромышленного комплекса, кроме того, государственное регулирование цен на внутреннем рынке приводит к повышению спроса на удобрения. Для производителей минеральных удобрений возможно применение трехуровневой модели реляционного взаимодействия, представленной ниже. Приведены результаты проверки гипотезы о необходимости развития реляционных отношений на рынке минеральных удобрений. Оценка произведена на основании использования трехуровневой модели реляционного взаимодействия участников промышленного рынка. Результаты анализа могут быть использованы в процессах разработки и реализации реляционного сотрудничества в экономических системах различного уровня.

Ключевые слова: реляционные отношения, рынок минеральных удобрений, трехуровневая модель реляционного взаимодействия.

Для цитирования: Левенцов В. А. Современные тенденции и перспективы экономического развития предприятий — производителей минеральных удобрений через призму реляционного взаимодействия // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 30- 39. doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.002