Научная статья
УДК 338.48
doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.008
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ БРЕНДИНГА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Ольга Александровна Балабейкина1, Каринэ Самвеловна Гаврилова2, Юлия Антоновна Кузнецова3
1, 2, 3Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
1olga8011@yandex.ru, ORCID 0000-0001-9520-8880
2kmardoyan@gmail.com, ORCID 0000-0001-8800-672X.
3julieak@yandex.ru, ORCID 0000-0001-5818-2714
Аннотация. На примере Архангельской области анализируется процесс развития религиозного туризма северных российских субъектов в динамике постсоветских десятилетий. Северные регионы страны удалены от основных экономических центров, что выступает не только лимитирующим фактором, но и конкурентным преимуществом развития нишевых видов туризма, которое, в свою очередь, определяется созданием и реализацией разнообразной туристской продукции, обладающей конкурентоспособностью и вызывающей стабильный спрос среди населения. В современных условиях для успешного продвижения на рынке рекреационных услуг необходима грамотная и последовательная разработка туристского бренда территории. Основная цель представленного исследования — выявление роли религиозного туризма в туристском брендинге Архангельской области. Архангельская область — регион древнего освоения и заселения, характеризуется большим количеством объектов православной культовой инфраструктуры. Для выявления степени равномерности их размещения были произведены расчеты коэффициента территориальной концентрации. По результатам обоснован вывод о том, что православные часовни, храмы и монастыри размещены дисперсно. Соответственно, выделяется несколько административных районов области, выступающих ядром развития православного религиозного туризма. Результаты анализа перечня и структуры уже апробированных и анонсированных маршрутов религиозного туризма на территории Архангельской области позволяют утверждать, что на территории данного субъекта РФ обозначенная подотрасль рекреационного хозяйства способствует развитию местных народных промыслов, индивидуального предпринимательства, сохранению и возрождению объектов историко-культурного наследия, а также сохранению от вымирания и ликвидации удаленных от крупных центров населенных пунктов. Приводятся аргументы в пользу того, что религиозный туризм занимает существенное место в туристском брендинге исследуемого субъекта РФ. Это подтверждают результаты специально разработанного и проведенного авторами опроса, который был осуществлен с целью выявления значимости объектов православной культовой инфраструктуры в системе восприятия Архангельской области среди населения РФ. Основной результативный вывод по итогам статьи заключается в том, что роль религиозного туризма в туристском брендинге Архангельской области высока, а дальнейшее развитие и усовершенствование туристского бренда может быть во многом связано с религиозным туризмом при организации системного подхода к использованию инструментов маркетинга.
Ключевые слова: религиозный туризм, брендинг территории, туристский брендинг, историко-культурная доминанта, Архангельская область.
Для цитирования: Балабейкина О. А., Гаврилова К. С., Кузнецова Ю. А. Религиозный туризм как составляющая брендинга Архангельской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 118-128. doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.008