СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА МАГАДАНА В УСЛОВИЯХ ПЛАНОВОЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (1960–2020 ГГ.)

Научная статья

УДК 332.14(571.65)

doi:10.37614/2220-802X.4.2024.86.010

Скачать статью 

Наталья Васильевна Гальцева1, Оксана Сергеевна Фавстрицкая2, Ольга Анатольевна Шарыпова3

1–3Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Дальневосточного отделения Российской академии наук им. Н.А. Шило (СВКНИИ ДВО РАН), Магадан, Россия

1galtseva@neisri.ru, ORCID 0000-0002-2163-418X

2ORCID 0000-0002-3558-032X

3ORCID 0000-0001-5402-820X

 

Аннотация. Развитие российских северных городов и уникальность их трансформации в постсоветский период — интересный объект для исследования как с позиции определения общих тенденций, так и с позиции выявления специфических особенностей. Северные города относительно центральных и южных более молодые, однако они являются опорными точками для освоения стратегических территорий, в том числе арктических. Один из таких городов на Дальнем Востоке — город Магадан. В исследовании впервые проведён комплексный анализ основных отраслей экономики города Магадана, оценён опыт управления и эффективность государственной поддержки  в условиях разных экономических укладов — в 1960–2020 гг. Цель исследования — оценить результаты социально-экономического развития города Магадана и определить основные причины смены его траектории в условиях плановой и рыночной экономики. Применялись методы историко-экономического, статистического и сравнительного анализов, метод графической визуализации, были использованы элементы системного анализа. Изучены и впервые введены в научный оборот архивные данные, характеризующие социальное и экономическое развитие города  за 1960–1990 гг.

В результате анализа установлено, что период плановой экономики развитие города характеризуется масштабным ростом и комплексным развитием всех отраслей и сфер деятельности, увеличением численности населения на фоне экономической привлекательности проживания, обеспечиваемой государством за счёт северных льгот. Итогами развития в рыночных условиях являются: сокращение масштабов экономики, падение уровня жизни  до среднероссийского в связи утратой стимулирующих функций северных льгот, миграция из районов области  в областной центр, сохраняющийся отток населения. Динамично развивающийся в плановой экономике город  в рыночной стал относиться к группе убывающих городов. Основные причины произошедших изменений — смена основных принципов управления в условиях плановой и рыночной экономики, утрата эффективности механизма северных льгот.

Результаты исследования могут представлять интерес при разработке стратегий социально-экономического развития северных и северо-восточных городов, а также государственных программ по их поддержке. В дальнейшем усилия будут направлены на поиск адекватной модели «умного сжатия».

Ключевые слова: трансформация, уровень жизни, убывающие города, северные города, городская агломерация.

Благодарности: исследование выполнено при частичной финансовой поддержке НОЦ «Север — территория устойчивого развития».

Для цитирования: Гальцева Н. В., Фавстрицкая О. С., Шарыпова О. А. Социально-экономическое развитие города Магадана в условиях плановой и рыночной экономики (1960–2020 гг.) // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 150–163. doi:10.37614/2220-802X.4.2024.86.010.

Список источников

  1. Фавстрицкая О. С. Города — столицы Крайнего Северо-Востока России: могут ли убывающие города быть центрами развития? // Региональная экономика: теория и практика. 2022. Т. 20, № 12 (507). С. 2210–2240. DOI:10.24891/re.20.12.2210.
  2. Мальцева П. Н. Совершенствование организации управления стратегированием муниципального образования (на примере МО «Город Магадан») // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2017. № 28. С. 86–90.
  3. Мальцева П. Н. Современное состояние и проблемы перехода на инновационный путь развития энергетики Магаданской области // Экономика и управление. 2014. № 8 (106). С. 84–89.
  4. Романова Н. А. Структурная динамика занятости населения муниципального образования «город Магадан»: анализ проблем // Современные исследования социальных проблем. 2011. Т. 5, № 1. С. 45–53.
  5. Широкова Е. А. Уровень благоустройства жилой среды как один из критериев привлекательности северного города // Экономика и управление. 2018. № 4 (150). С. 11–16.
  6. Романова Н. А. Субъективные оценки населения социально-экономических условий жизни в Муниципальном образовании «Город Магадан» // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2014. № 21. С. 80–83.
  7. Гальцева Н. В., Фавстрицкая О. С., Шарыпова О. А. Модернизация социально-экономического развития регионов Северо-Востока России // Регионалистика. 2020. Т. 7, № 5. С. 5–23. http://dx.doi.org/10.14530/reg.2020.5.5.
  8. Замятина Н. Ю. Северный город-база: особенности развития и потенциал для освоения Арктики // Арктика: экология и экономика. 2020. № 2 (38). С. 4–17. DOI:10.25283/2223-4594-2020-2-4-17.
  9. Пилясов А. Н. Развитие городов-центров — форпостных баз северного фронтира // Вестник Северо-Восточного научного центра ДВО РАН. 2016. № 1. С. 107–118.
  10. Манаева И. В. Методика определения оптимального размера города // Проблемы развития территории. 2020. № 3 (107). С. 45–58. DOI:10.15838/ptd.2020.3.107.3.
  11. Иванова В. В., Васильева А. А. Условия и качество жизни населения дальневосточных городов // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 28–44. DOI:10.15838/ptd.2018.3.95.2.
  12. Hollander J., Németh J. The bounds of smart decline: A foundational theory for planning shrinking cities // Housing Policy Debate. 2011. No. 21 (3). P. 349–367. DOI:10.1080/10511482.2011.585164.
  13. Rhodes J., Russo J. Shrinking smart? Urban redevelopment and shrinkage in Youngstown, Ohio // Urban Geography. 2013. No. 34 (3). P. 305–326. DOI:10.1080/02723638.2013.778672.
  14. Silverman R. Rethinking shrinking cities: Peripheral dual cities have arrived // J. Urban Affairs. 2020. No. 42 (3). 294–311. DOI:10.1080/07352166.2018.1448226.
  15. Shrinking Cities: Urban Challenges of Globalization / C. Martinez-Fernandez [еt а] // Intern. J. Urban and Regional Research. 2012. Vol. 36, no. 2. P. 213–225. https://doi.org/10.1111/j.1468-2427.2011.01092.x.
  16. Allam Z., Newman P. Economically incentivising smart urban regeneration. Case study of Port Louis, Mauritius // Smart Cities. 2018. No. 1 (1). P. 53–74. DOI:10.3390/smartcities1010004.
  17. Coppola A. Projects of becoming in a right-sizing shrinking city // Urban Geography. 2019. No. 40 (2). P. 237–256. DOI:10.1080/02723638.2017.1421391.
  18. The smart city: A new solution to urban shrinkage? Evidence from China / Z. Han [еt а] // J. Asian Public Policy. 2022. Vol. 17, no. 1. P. 160–179. DOI:10.1080/17516234.2022.2040086.
  19. LaCroix C. Urban agriculture and other green uses: Remaking the shrinking city // Urban Lawyer. 2010. No. 42 (2). 225–285. DOI:10.2307/27895787.
  20. Лосева А. В., Федосьина А. В., Гаджимирзоев Г. И. Ретроспективный анализ статистических показателей начального, среднего и высшего образования в России // Регион: системы, экономика, управление. 2023. № 1 (60). С. 132–144. DOI:10.22394/1997-4469-2023-60-1-132-144.